Оцените материал

Просмотров: 7998

Варварство – эллинизированное, мир – пластмассовый, действие – прямое

31/07/2009
Взрослые Гандлевский и Медведев, детский Сатуновский и недетский Бондаренко; поэзия на BBC, а поэт – в тюрьме

Имена:  Анна Ахматова · Джулиан Лоуэнфельд · Иосиф Бродский · Кирилл Медведев · Сергей Гандлевский · Юсуф Джума · Ян Сатуновский

©  wikimedia.org

Германские воины. Изображение из книги Филиппа Клювера «Germania Antiqua» (1616)

Германские воины. Изображение из книги Филиппа Клювера «Germania Antiqua» (1616)

• В ЖЗ появился очередной номер журнала «Новый берег» (№25, 2009). Имеют место, в частности, поэма Андрея Грицмана «Ветер в долине Гудзона»: «Складская, слободская и пакгаузная, / дорога вдоль окраин — тоска истовая: / фабрично-выморочная, / мазутно-газолиновая, / обызвествленная артерия / от ржавых Аппалачей / сквозь бифуркацию тоски / в бескровный тлен пустых мотелей». В критической части некоторый интерес представляет статья Н. Дьяконовой и С. Букреева «Победа приходит поздно…»: русский памятник Эмили Дикинсон» и текст Владимира Салимона «На смерть Алексея Парщикова». Фотографии, о которой идет речь, в интернете, к сожалению, нет. В свежем «Знамени» (№8, 2009) стихи Беллы Ахмадулиной, Аркадия Драгомощенко и прервавшего многолетнее молчание Виктора Коркия. Здесь же, в рецензионном разделе, текст Валерия Черных о биографии А. Ахматовой в серии «ЖЗЛ». А. Кузнецова среди прочего снисходительно одобряет стихотворные книги Г. Кружкова, М. Галиной и Л. Костюкова.

• В «Новом береге» (№24, 2009) стихи Владимира Гандельсмана и Алексея Цветкова. В «Поэтической антологии» номера Олег Юрьев, Игорь Караулов и Геннадий Каневский. Кроме того, имеют место переводы Вячеслава Куприянова из Гельдерлина. «Крещатик» (№3, 2009) завершает публикацию дневников Рюрика Ивнева: «Публичное обсуждение стихотворения настоящего поэта есть не что иное, как обыск, как публичное раздевание женщины, как цирковое зрелище для черни, как оскорбление святыни, как оплевывание святых чувств, как нелепость ради нелепости, как гнусная забава пьяных извергов, как реванш бездарностей, неистовствующих от сознания, что сказочная птица таланта пренебрегла их широкими плечами и опустилась на плечи одного, ставшего ненавистным всем».

• В сети появился предпоследний (№4, 2008) номер журнала «Воздух». Автор номера — Мария Степанова. О ее стихах пишет Елена Фанайлова, а Линор Горалик берет у нее интервью. Кроме того, опубликована большая подборка из книги «Лирика, голос» и отзывы Фаины Гримберг, Федора Сваровского, Анны Глазовой, Константина Кравцова, Геннадия Каневского и Павла Гольдина. В поэтической части опубликованы среди прочих Николай Звягинцев, Мария Галина, Аркадий Штыпель, Настя Денисова, Олег Асиновский, Константин Кравцов, Сергей Завьялов и Борис Херсонский. В «Запасе воздуха» Василий Кондратьев, а в критической части статья Аркадия Драгомощенко «О неуместности». В разделе переводов опубликованы, в частности, стихи Олеся Барлига в переводе Дмитрия Кузьмина. Кроме того, анонсирован новый, только что вышедший на бумаге номер журнала (№1-2, 2009).

• Библиотека Imwerden продолжает публикацию работ Яна Сатуновского. Выложены детские книги «Что за кони», «Доброе утро», «Беги, беги, дорожка», «Где загадка, там отгадка», «Лежебока», и «Хоровод». Там же выложена запись, где свои стихи читает Варлам Шаламов. Русская служба BBC выложила на своем сайте архив записей и радиопередач за 45 лет. Попадается удивительное. Вот, в частности, Анна Ахматова, а вот Иосиф Бродский.

• «Полит.Ру» публикует стенограмму беседы Д. Ицковича и Л. Костюкова с Сергеем Гандлевским: «Я думаю, все мы сейчас пребываем в некотором состоянии эллинизированного варварства. К этой высокой литературе и культуре мы не имеем прямого отношения — не будем делать вид, что не было почти века советской деградации, упадка, объяснимого политическими, социальными катастрофами в стране. Это — данность». Кроме того, говорят о Бродском, о сродстве поэзии с изобразительными искусствами, о взаимоотношениях поэзии и прозы. Иркутская «Областная» продолжает методично публиковать интервью с поэтами, побывавшими на недавнем Международном фестивале поэзии на Байкале. На этот раз Максим Амелин сетует на пластмассовость современного ему искусства: «Вещь недолго и нетрудно изготовить по определенным шаблонам, но, в то же время, она недолговечна в употреблении и совершенно взаимозаменяема. Одна пластмассовая ложка вполне заменима другой пластмассовой ложкой. Вот такая у меня концепция. Поэтому такое бесконечное количество поэтов, каждый сезон приносит новых гениев, и потом их напрочь забывают через сезон». Александр Кабанов в той же «Областной» почти ни на что не сетует: «Нужно изначально понять, что писать стихи — это удовольствие телесного уровня. Как только ты это понимаешь, ловишь этот кайф и не делаешь некие инвестиции в то, что это нужно публиковать, издавать книжки, все остальное становится абсолютно не важно».

• Кирилл Медведев дает развернутое и местами весьма радикальное интервью изданию «Рабкор.Ру» в лице Алексея Цветкова-младшего: «Прямое действие — это когда Ульрика Майнхоф со товарищи, поняв, что никакой критикой, никакими увещеваниями невозможно выковырять нацистов из госаппарата, начинает заниматься более прямой и жестокой критикой. Итогом становится некоторое количество человеческих жертв, но и мощнейшее, прежде непредставимое осмысление нацизма среди немцев. Вот что я понимаю под прямым действием — и это очень неоднозначная вещь…». На «Радио Свобода» выложен транскрипт беседы с американским поэтом и переводчиком Пушкина Джулианом Лоуэнфельдом: «И мне даже повезло, что я не русский, когда я смотрю на Пушкина, потому что я не жил в коммунальной квартире, я обижаюсь, когда меня дергают в метро и говорят “уважаемый”. И мне кажется, что Пушкин, он где-то русскоязычный поэт итальянского Возрождения».

• Активизировалось на этой неделе и консервативное крыло. Во-первых, можно было бы упомянуть известный текст В. Топорова о В. Гандельсмане, но комментирование публичных доносов не входит в задачу этой колонки. Владимир Бондаренко в газете «Завтра» представил свой вариант рейтинга «50 русских поэтов XX века». Список начинается Случевским, заканчивается Губановым, а внутри Е. Евтушенко соседствует с С. Куняевым, П. Васильев с О. Мандельштамом, Д. Самойлов с Т. Глушковой. Список показательный, такой мог бы выйти из-под пера умеренно консервативного советского критика брежневской эпохи, если бы ему чуть ослабили идеологические вожжи. Впрочем, В. Бондаренко и есть такой критик. Он, однако, выглядит образцом умеренности и компетентности на фоне А. Ермаковой, опубликовавшей в «ЛГ» рецензию на книгу «Солнце без объяснений. По следам XIV и XV Российских фестивалей верлибра: Сборник стихотворений».

• Организация Human Rights Watch выступила в защиту поэта-диссидента Юсуфа Джумы, арестованного в декабре 2007 года после проведения пикетов в Бухарской области с требованием отставки президента Ислама Каримова. В заключении Джума подвергается пыткам и издевательствам, охрана колонии угрожает ему смертью. Он был даже без видимости сохранения законной процедуры переведен в колонию общего режима из колонии поселения, к пяти годам пребывания в которой был приговорен за участие в протестной акции. Молчание, которое хранит по этому поводу (как, впрочем, и по многим другим) российская литературная общественность, не говоря уже о российском Пен-центре, выглядит чем дальше, тем более красноречивым.

 

 

 

 

 

Все новости ›