Оцените материал

Просмотров: 11963

Метротекстуалы и ретротекстуалы

Варвара Бабицкая · 13/03/2009
Сергей Болмат, Дмитрий Быков, Линор Горалик, Павел Пепперштейн, Федор Сваровский и Ольга Славникова о текстах на бумаге и вне ее

©  Книгабайт

Метротекстуалы и ретротекстуалы
Побывав на выставке «Книгабайт», OPENSPACE.RU забеспокоился: неужели электронные книги заменят нам бумажные? Мы расспросили об этом нескольких известных писателей. К нашему удивлению, им нашлось что сказать.
Вопросы OPENSPACE.RU:

1. Связан ли для вас текст со страницами (переплетом, корешком)? Можно ли без них обойтись? Вы лично сможете?

2. В Америке появились первые библиотечные автоматы, которые за восемь долларов печатают, брошюруют и выдают на руки любую заказанную вами книгу. Нравится ли вам такая перспектива? Хотите ли вы, чтобы ваши книги читали в таком виде? Важен ли для вас внешний вид книжки?

3. Представьте себе, что у вас есть возможность добавить к собственной книге любой мультимедийный носитель. Если вам нравится такая мысль, что бы это могло быть?


Сергей Болмат


1. Книга и экран — это два совершенно разных инструмента. Экран необходим, поскольку связан с базами данных и позволяет очень быстро получать необходимую информацию, в том числе и тексты. Но книга — инструмент, в некотором смысле совершенный, удивительно приспособленный к читательским нуждам. Я много читаю с экрана, и текст в моем понимании принципиально с книгой не связан, но лучше книги никакого другого аппарата для чтения пока не придумано.

2. Я такой книжный магазин хотел открыть с друзьями в Кёльне десять лет назад, но тогда эта техника была еще очень дорогая и не очень качественная. Издание хорошей, полноценной книги — дело непростое, но когда возможно будет купить домой небольшой полиграфический комбинат размером с обыкновенный принтер, то я буду очень рад, если читатели сами смогут составлять для себя книги и печатать их.

3. Более мультимедийного носителя, чем книга, на свете нет, вот только степень ее мультимедийности зависит главным образом от способностей ее автора. Если автор талантлив, то любые посторонние добавки только портят книгу. Если автор бездарен, то никакие мультимедийные носители ее не спасут.

Дмитрий Быков

1. Нет, не связан.

2. Нравится. Чем больше моих книг, тем лучше. Нет, внешний вид меня абсолютно не волнует, я люблю в сериях издаваться.

3. Диск с фотоиллюстрациями. Может быть, музыка. У нас же был вполне удачный опыт приложения музыкальных хитов к роману Пелевина «Священная книга оборотня». Я тоже не возражал бы приложить к некоторым своим книгам мультимедийный диск с музыкой.

Линор Горалик

1. Я вообще не связываю текст и книжку и каждый раз расстраиваюсь, если тяжелый переплет мешает мне таскать книжку с собой. Я легко читаю с экрана ноутбука, или экрана коммуникатора, или журнальной страницы. Словом, мне правда все равно.

2. Идея с автоматом кажется мне блистательной, и я полностью за такой подход. Я, видимо, совсем текстоцентрична :)

3. То же самое. Совсем себе не представляю. Я метротекстуал :( {-page-}


Павел Пепперштейн

1. Связан. То есть в каком смысле — страницы? Ну, это может быть манускрипт… Короче говоря, чтобы упростить ответ, могу сказать, что я с компьютером вообще не общаюсь никак!

2. Не знаю, мне все равно. Да, конечно, мне очень важно, как выглядит моя книга, потому что я, кроме того, что пишу тексты, то есть выступаю в качестве писателя, — я же еще и художник. И к тому же воспитан в традициях такой очень книжной культуры, поскольку мой отец известнейший книжный иллюстратор. Поэтому я люблю книги в их традиционной форме и, кроме того, еще очень люблю книжные иллюстрации. Ну, то есть мне абсолютно все равно; это как моим читателям самим нравится, совершенно не собираюсь влезать в их миры. Но что касается моих собственных приятных ощущений, то я, конечно, читаю книжки исключительно в виде книжек, и мне они нравятся как бы телесно.

3. Фильм! Кроме книг я вот еще люблю кино. Желательно — голливудский блокбастер, очень высокобюджетный и ни в коем случае не артхаус! Фильм именно для массового зрителя, идущий широким экраном.

Федор Сваровский

1. Нет, не связан. Могу обойтись.

2. Да. Доступность никому еще не вредила. И сам бы пользовался таким автоматом с удовольствием.

3. Никогда об этом не задумывался. Сейчас некоторые авторы добавляют к книгам диски с записью собственного чтения. Для некоторых авторов, думаю, это имеет смысл, так как именно в авторском исполнении их стихи звучат наиболее адекватно поставленным им задачам. Про себя не знаю, нужно ли мне такое. Пожалуй, стоит кого-то спросить. Я вообще читаю не очень хорошо.

Ольга Славникова

1. Я люблю книгу в виде книги. Обеспредмечивание ее для меня потеря. Я люблю живой вес тома, запах его, треск корешка. Но и преимущества электронных носителей я успела оценить. Книгу в поездке гораздо удобнее читать с наладонника, и скачивание из интернета дешевле, чем покупка в магазине. Кроме того, домашняя библиотека вещь громоздкая: мне приходилось жить в небольшой двушке с пятью тысячами томов. Это тяжело. Видимо, для меня оптимален компромисс: шкаф с любимыми книгами, качественно изданными, остальное в компьютере и на флешках.

2. Почему бы и нет? Через эти автоматы книга становится доступна в любой точке, а не только в магазинах, заказавших книгу. Магазины заказывают минимум по 20 экземпляров, а мой читатель точечный, может быть один такой продвинутый на весь район. Думаю, автоматы сильно поднимут мои тиражи, особенно если будут установлены в провинции. Так что я за!

3. К бумажной книге мультимедийный носитель добавлять не нужно. Книги должны быть отдельно, аудиокниги — отдельно, скачивание из интернета — отдельно. Мультимедийный носитель нарушает авторское право, позволяя воспроизводить и распространять пиратские копии текста. Конечно, читатель, скачавший книгу из платной электронной библиотеки, тоже может переслать ее любому количеству друзей. Охрана авторского права в мультимедийной среде — отдельный большой вопрос. Надеюсь, он будет решаться и технически, и юридически.


Другие материалы раздела:
Варвара Бабицкая. Анна Борисова. Креативщик, 12.03.2009
Лев Данилкин: «Я смотрю как человек с улицы», 12.03.2009
Аркадий Драгомощенко. Встреча с Мишелем Деги, 10.03.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›