Сгустки дурно слепленной биомассы, лишенные индивидуальных черт, различаются только степенью встроенности в систему.

Оцените материал

Просмотров: 37117

Александр Терехов. Немцы

Варвара Бабицкая · 29/05/2012
Роман написан так, как будто в секретном бункере на закрытой ветке метро и сейчас существуют подпольные курсы «совьетик криэйтив райтинг», — полагает ВАРВАРА БАБИЦКАЯ

Имена:  Александр Терехов

©  Евгений Тонконогий

Александр Терехов. Немцы
Писатель Александр Терехов появился для широкого читателя три года назад, когда роман «Каменный мост» принес ему премию «Большая книга» и большую же, но странную славу. Книжку эту, в которой автор показал свою очарованность сталинской эпохой и редкой пробы ненависть ко всему живому, многие критики сочли отвратительной, но «очень, очень важной».

Сколь угодно убедительным описанием свинцовых мерзостей жизни в русской литературе никого, конечно, не удивишь, но, как правило, автор, будь то хоть Федор Сологуб, хоть Борис Житков, все же очевидно для читателя сохранял дистанцию между мерзавцем-героем и собой. Что же до автора «Каменного моста», то если «божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» ему ведомы — читателю он этого никак понять не дал.

Новый роман Терехова — «Немцы» — произведение гораздо более легкое и как бы приоткрывающее нам и светлую сторону человеческой души. Сюжет романа разворачивается в наши дни: фон — подковерная борьба чиновников московского «Востоко-южного» округа за выживание и жирный кусок в свете воцарения нового префекта. Накануне московских думских выборов мэр, трясясь за свое кресло, ставит нового человека, который должен обеспечить нужное количество процентов «Единой России» и Медведеву, а жена мэра спешно прибирает к рукам все, что еще не успела выгрести. Главный герой, руководитель пресс-центра префектуры Эбергард, интригуя и стараясь удержаться в «системе», которая перекраивается с приходом новых людей, в то же время борется с бывшей женой за любовь двенадцатилетней дочери и право видеть ее.

Таким образом, «Немцы» — произведение отчасти сатирическое, а отчасти сентиментальное. Начинается оно многообещающе — в самом начале, в сцене первого явления нового префекта, можно усмотреть даже отсылку к Салтыкову-Щедрину: «Следом, прицепом, на небольшом, неменяющемся расстоянии тяжело тащился монстр, дергая по сторонам боксерски набычившейся башкой — или перетужил галстук, или монстру позавчера пришили новую голову и он не до конца еще к ней привык». Но этим обещаниям не суждено сбыться: если в «Истории одного города» перипетии с приставной головой городского Головы были комедией абсурда, то роман Терехова заставит читателя улыбнуться разве что один-единственный раз.

Там есть проходная сцена, где простой капитан милиции неожиданно делится с главным героем своей печалью из-за борьбы за демократию в Татарстане. Это единственное место в романе, где слово «демократия» в принципе упоминается: вообще-то герои о политике не говорят, смещение или новое назначение мэра, третий срок Путина, выборные бюллетени, которые Эбергард в какой-то момент лично размножает чуть ли не на ксероксе, и небольшая суета со вбросом на избирательном участке волнуют их с чисто экономической точки зрения.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:11

  • Женечка Савченко· 2012-05-29 17:16:20
    Подозреваю, Данилкину книжка понравится :)
  • Вадим Левенталь· 2012-05-29 20:01:43
    проблема Бабицкой не в том, что она глупа - отнюдь нет, - а в том, что она чудовищно идеологизирована, но не отдает себе в этом отчета. хотя, конечно, что это как не глупость.
  • Stanislav Lvovsky· 2012-05-29 20:41:49
    Идите, Вадим, к Габрелянову в "Известия", здесь не подают.
Читать все комментарии ›
Все новости ›