Кажется, что самый близкий аналог этой книги в русском варианте – «Стихи про меня» Петра Вайля.

Оцените материал

Просмотров: 13745

Жан-Мари Гюстав Леклезио. Смотреть кино

Татьяна Григорьева · 03/04/2012
Краткая энциклопедия мирового кинематографа по версии нобелевского лауреата весьма субъективна, но полезна тем, кто ищет ориентиры более изощренные, чем списки ста фильмов

Имена:  Жан-Мари Гюстав Леклезио

©  Евгений Тонконогий

Жан-Мари Гюстав Леклезио. Смотреть кино
Предисловие к книге «Смотреть кино» Жан-Мари Гюстава Леклезио написано Жилем Жакобом, многолетним председателем жюри Каннского кинофестиваля, и в нем нет ни слова собственно о Леклезио или о его эссе, только эпиграф взят из его романа «Пустыня» — о том, как женщина предчувствует мужское насилие. В остальном это вступление представляет собой развернутое лирическое воспоминание о юношеских годах, встречах с великими, о том, как зарождалась его, Жакоба, страсть к кинематографу, и как он делил ее с любовью к литературе, и как одно победило другое. В случае же Леклезио литература уверенно победила кино. Почему так вышло — один из вопросов, на которые пытается ответить уже сам автор, формулируя его напрямую: «На самом деле вопрос, который мне хотелось бы задать (любому из режиссеров, а можно ведь и у зрителя спросить), звучит так: чем фильм лучше книги?» Или даже в более определенном виде: «Итак, надо выбрать: писать или снимать?» Интересная дилемма для состоявшегося писателя, чья карьера началась еще в 1960-е и отнюдь не закончилась с получением в 2008 году Нобелевской премии. Пытаясь ответить на этот вопрос, Леклезио погружается в историю мирового кинематографа, пересказывая ее своими словами.

Леклезио начали переводить на русский язык еще в 1980-е годы, но только теперь, после присуждения главной литературной награды, его книги стали привлекать к себе повышенное внимание. Естественно, дошло дело и до эссеистики. «Смотреть кино» — это история мирового кинематографа, выстроенная в согласии с предпочтениями автора — писателя и просто синефила. Изложенная версия весьма субъективна, но при этом может быть интересна не только поклонникам творчества Леклезио-беллетриста, но и тем, кто ищет чуть более изощренные ориентиры, чем, например, список ста мировых киношедевров, обязательных для просмотра. Одним из побочных эффектов от чтения этой неэнциклопедии можно считать возникающее желание срочно прочесть (или перечитать в том случае, если вы такой же синефил, как автор) «Латерна магика» Бергмана, пересмотреть (или посмотреть первый раз?) Робера Брессона.

Другими словами, это краткая энциклопедия мотивов, тем и образов мирового кинематографа по версии Леклезио. Главы о разных режиссерах, фильмах и национальных кинематографах складываются в одно повествование, как в сочинении на заданную тему («И все-таки с течением времени история этого искусства учит нас, что кино в период и до, и после Второй мировой войны было японским, что музыкальная комедия — изобретение американского кино 1950-х и что в пору “новой волны” смелые шаги, обновившие кинематограф, сделают французы»). Эта субъективная история включает в себя, например, иранское кино, но ничего не сказано о румынском, или есть интервью с современными корейскими режиссерами, но нигде ни слова нет о датской «Догме». Среди тем все время возникают любовь как движущая сила и источник вдохновения, женщины в мужском мире, волшебство движущейся картинки, ручная камера и социальная ответственность кинематографа, наконец, задачи киноискусства — «показать нам незавершенное в преходящем, бесконечное в мимолетном».

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • pv· 2012-04-03 18:45:35
    фильмы "зачётные", любимые т.е... про современное Кино ничего не понял)
  • Boris Nelepo· 2012-04-04 16:36:38
    да, грустно признавать, но при всем уважении и к издательству, и к переводчику лично в книге достаточно много недочетов :( Например, главного героя «Олдбоя» почему-то называют маньяком, не уверен, что так его мог окрестить Леклезио (потому что это противоречит сюжету). «Подглядывающий» Майкла Пауэлла и вовсе назван «Подглядывающим Томом»... Но всё равно спасибо за книгу.
Все новости ›