Если мы по-прежнему говорим о литературе – с такими защитниками не нужно критиков.

Оцените материал

Просмотров: 22520

«НОС-2011»: литература и политика

Варвара Бабицкая · 06/02/2012
Что на самом деле произошло на финальных дебатах премии?

Имена:  Игорь Вишневецкий · Ирина Прохорова · Ирина Ясина · Леонид Парфенов · Михаил Прохоров · Николай Кононов

©  Предоставлено пресс-службой премии «НОС»

Лауреат премии «НОС-2011» Игорь Вишневецкий

Лауреат премии «НОС-2011» Игорь Вишневецкий

Финальные дебаты премии «НОС» и награждение победителя за минувший, 2011 год, прошедшие в эту пятницу, 3 февраля, вызвали резонанс неожиданного свойства. Во-первых, церемонию впервые в истории премии почтил своим присутствием соучредитель «НОСа» Михаил Прохоров. Во-вторых, после окончания дебатов экономист, публицист, правозащитница Ирина Ясина (автобиографическая повесть Ясиной «История болезни» — о жизни после поставленного ей в 35 лет диагноза «рассеянный склероз» — вошла в короткий список «НОСа» и вышла в суперфинал) публично обвинила жюри в «разводилове». Мол, как так, книга набрала при голосовании наибольшее количество баллов, а премией обошли. При ближайшем рассмотрении оказывается, что оба упомянутые обстоятельства косвенно связаны друг с другом: литературная политика вдруг стала отдавать политикой самой обыкновенной.

Как пояснил Михаил Прохоров в своем приветствии перед началом церемонии, удивляться этому не стоит: «Новая социальность стучится в окна и двери и вызывает определенное смущение общества». Скажем без обиняков: литературная общественность действительно была смущена, но вовсе не новой социальностью, а появлением на церемонии Михаила Прохорова в разгар его предвыборной кампании. (Как заметил сам кандидат в президенты, жизнь его «полна контрастов: вчера — дебаты с Жириновским, сегодня — литературная премия».) Жизнь литературного цеха, напротив, скучна и однообразна; собираясь поспорить об изящной словесности, как-то не ожидаешь оказаться на партсобрании и даже это воспринимаешь как некоторую бестактность: «Шел в комнату, попал в другую».

©  Предоставлено пресс-службой премии «НОС»

Жюри премии «НОС-2011»

Жюри премии «НОС-2011»

Для начала нужно отдать должное премии «НОС». Думаю, по сравнению с ее финальными прениями дебаты с Жириновским должны были показаться детской игрушкой. Процедурные хитросплетения, в которых немудрено запутаться человеку неподготовленному, уже стали традицией «НОСа» и сопряжены с важной его особенностью: в противоположность всем остальным премиям для функционирования «НОСа» почти не важно, кто победил. Если традиционное назначение литературных премий состоит в том, чтобы поощрять тенденцию, которая кажется наиболее плодотворной и важной, фиксировать литературный срез, то «НОС», по существу, выполняет работу литературной критики: эта премия порождает исключительного качества разговор о литературе, а не просто дает к нему инфоповод. Благодарить за это следует в первую очередь соучредительницу премии Ирину Прохорову, которая изобрела принцип прозрачности, обязывающий жюри аргументировать в ходе публичных дебатов каждый свой шаг и спорить о нем с экспертами, причем в споре рождается что-то очень напоминающее истину; и собрала блестящее жюри: каждую такую беседу о том, что мы понимаем под новой социальностью, или о художественных критериях литературы нон-фикшн и тому подобных насущных вопросах, следовало бы, по-моему, включать в университетские курсы. И уже как практическое пособие к этому теоретическому курсу критического языка получается шорт-лист, рекомендованный к прочтению целиком. Из него, как из песни, слова не выкинешь: единственного победителя можно считать данью условностям.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • Lena Kallo· 2012-02-06 16:28:03
    Прохоров участвовал не впервые, когда вручали Элтанг - точно был. Нехорошо, когда такие вещи не уточняются.
  • dkuzmin· 2012-02-06 20:47:52
    Очень внятный текст, спасибо. (Хотя с околополитическими мотивациями я и не слишком согласен: мне кажется, вся история, скорее, про то, что даже людям, профессионально связанным с литературой, в критической ситуации бывает очень трудно поставить профессионально-литературное выше человеческого и житейского.)
  • tridi· 2012-02-06 21:40:23
    //И судьи вынесли свой вердикт, честно присудив премию Игорю Вишневецкому за «Ленинград».//

    Очень хочется прочитать эту книгу Игоря Вишневецкого - уверен, что "Ленинград" это правильный выбор жюри. Знаю этого автора по глубокому труду-монографии о выдающемся русском композиторе - "Сергей Прокофьев".

    Поздравляю автора с присуждением премии «НОС-2011»
    и от всей души желаю ему новых изумительных литературных свершений!
    Браво, Игорь Вишневецкий!
  • NovoeVremya· 2012-02-07 12:38:45
    Полностью поддерживаю Дмитрия Кузьмина, в том что он отказал тексту Ясиной в литературности и блокировал эмоциональную составляющую, утверждая, что премия в первую очередь литературная, а не какая нибудь еще.

    Ясина активно использует свой недуг, это видно даже не потому, что она создала коммерческий проект под книжной обложкой, а потому, как она гадко ведет себя, утверждая, что у нее увели премию, и как она относится к своим бывшим конкурентом по конкурсу, говоря что унизительная форма его финала "подходит для равнодушных постмодернистов, но не для меня". Это видно и по ее выступлением как она, давя на эмоцию, демонстрирует каким нибудь образом свою "колясочность" ("у кого-то нет ног", начинает она свое выступление на оранжевом митинге) и надрывным голосом декларирует свой месседж. Это неприлично уже. Противно на нее смотреть.
  • nemalevich· 2012-02-08 18:49:42
    ох ужас какая же она гадкая
  • Alexey Trufanov· 2012-02-11 04:26:15
    http://sbtg.ru/nos2011/

    Тут есть архив трансляции. Там все видно и понятно. Для Ирины Прохоровой результат был неожиданным.
Все новости ›