Оцените материал

Просмотров: 8201

«Мезенцефалон» Юрия Бригадира

Михаил Визель · 07/05/2008
У вечно актуальной в наших палестинах хроники годичного запоя хорошие шансы стать бестселлером
Когда был оглашен шорт-лист премии «Нацбест», оказалось, что он разделен в неравной пропорции – 5:1. Пятеро его участников – Захар Прилепин, Лев Данилкин, Анна Козлова, Андрей Тургенев и Александр Секацкий – хорошо знакомы литературным журналистам и читателям. Зато шестой участник - Юрий Бригадир, чей текст «Мезенцефалон» был опубликован в третьем номере альманаха «Литературные кубики», - практически неизвестен.
Какие еще «Литературные кубики»? Почему такое неблагозвучное медицинское название — «Мезенцефалон»? И наконец — «Бригадир», это вообще что такое? Реальная фамилия или говорящая «кликуха», вроде Адольфыча?

Между тем у интернетчиков это имя давно на слуху. В августе 2004 года житель Новосибирска Юрий Бригадир вывесил в «Самиздате Библиотеки Мошкова» (zhurnal.lib.ru) «Дневник тестировщика», описывающий сочными красками трудовые будни новосибирских ляпальщиков пиратского софта. Там было много алкоголя, гомерически смешного мата, а еще — рассуждений о ноосфере и высокой миссии компьютерных пиратов. В сентябре «Дневник» скачали 217 человек, в октябре — 182, а в ноябре — более 108 065 человек. Это не опечатка: более ста восьми тысяч. И не просто скачали, но и прочитали: оторваться от этой остроумной повести действительно было невозможно. «Пушкина она казенного помнит, любит и лелеет! А то, что человек в слове «х**» четыре ошибки делает, — это она не видит!!! А Пушкин не делал! Никогда не делал! Открой файл — убедись!!! Потому и величайший поэт всех времен и народов!!!»

«Я написал смешной, актуальный текст, — объяснял мне тогда Бригадир причины своего успеха. — Но я, в отличие от большинства, не вы**ывался. Я просто сделал срез жизни. Так же, как, например, Сергей Шнуров или Баян Ширянов».

Новое произведение Юрия Бригадира выдержано в такой же панковской стилистике и так же брызжет остроумием; оно наполнено компьютерным сленгом и множеством других жаргонов. Но назвать его «юмористическим» язык не поворачивается. Равно как невозможно назвать его «романом» или «повестью». Это — хроника годичного (!) запоя героя-рассказчика, чья идентичность автору (а также — подлинность его фамилии) подтверждается предъявляемой читателю отсканированной справкой из наркологического кабинета.

Не будет особой натяжкой сказать, что своей чудовищной хроникой Юрий Бригадир продолжает несколько известных линий русской литературы. Не столько линию поэмы «Москва—Петушки» (бездонные черные ямы Брига — это вам не «ангелическое пьянство» Венички), сколько шаламовское утверждение, что в ХХ веке писатель должен быть не «Орфеем, спустившимся в ад» (и рассказавшим братьям-олимпийцам, чтó он там узрел), но «Плутоном, поднявшимся из ада». После Достоевского нас не должны коробить и отвлеченные философские рассуждения в грязных кабаках. Но еще важнее параллель с «натуральной школой» XIX века: мерзости бедной городской жизни и тяготы физического труда, описанные теми, кто, несмотря на образование и «белую» работу, знаком с ними не понаслышке. В лице Юрия Бригадира свой голос обрели современные люмпен-интеллигенты, прямые наследники Аполлона Григорьева и обоих Добролюбовых — неистового нигилиста Николая и ушедшего в народ декадента Александра. Недаром автор свысока обращается к читателям: «Вы вот все в жопу городские и интернетовские и не знаете, что столярный топорик бреет».

Будучи сам именно что «городским и интернетовским», автор этой рецензии прочитал честную и темпераментную книгу «Мезенцефалон» (а это все-таки именно книга — не только благодаря приличному объему, но и благодаря четко выраженной трехчастной структуре «завязка — развитие с кульминацией — финал») со смешанным чувством. С одной стороны, литературный дар Юрия Бригадира не вызывает никаких сомнений. Равно как и выстраданность заявленной темы, и ее вечная в наших палестинах актуальность. С других сторон, Юрий Бригадир явно злоупотребляет (на глаз непьющего, во всяком случае, человека) смакованием нюансов алкоголизма. Ей-богу, я вполне бы обошелся без рассуждений о градациях вкусов одеколонов и жидкостей для мытья стекол... да и философские рассуждения Брига порой очень уж отдают местами общего пользования — во всех смыслах.

Время написания книги обозначено как 2003—2006. А приводимая Юрием Бригадиром справка из наркологического кабинета датирована 1999 годом. Хочется верить, что с того времени автор не срывался в столь глубокий штопор — и, отойдя от алкогольной темы, сможет с таким же блеском написать что-то менее узкоспециальное.

 

 

 

 

 

Все новости ›