Байтов – это хорошо, это не сюсю-пусю.

Оцените материал

Просмотров: 45568

Короткий «НОС» и дебаты вокруг него

Станислав Львовский · 07/11/2011
Разнобой короткого списка отражает общее состояние растерянности и литературы, и общества, полагает СТАНИСЛАВ ЛЬВОВСКИЙ, наблюдавший за спорами в Красноярске

Имена:  Александр Григоренко · Александр Маркин · Андрей Аствацатуров · Андрей Левкин · Виктор Пелевин · Владислав Толстов · Дмитрий Данилов · Дмитрий Кузьмин · Елена Фанайлова · Игорь Вишневецкий · Ирина Прохорова · Ирина Ясина · Кирилл Кобрин · Константин Мильчин · Мария Рыбакова · Марк Липовецкий · Михаил Шишкин · Николай Александров · Николай Байтов · Николай Кононов

©  Предоставлено фондом Михаила Прохорова

Дебаты премии «НОС» в Красноярске.   Слева направо: Марк Липовецкий, Елена Фанайлова, Кирилл Кобрин, Владислав Толстов, Константин Мильчин

Дебаты премии «НОС» в Красноярске. Слева направо: Марк Липовецкий, Елена Фанайлова, Кирилл Кобрин, Владислав Толстов, Константин Мильчин

​Красноярская ярмарка книжной культуры (КрЯКК), на которой традиционно происходят публичные дебаты премии «НОС», — довольно странное место. Ярмарка проходит в Международном выставочно-деловом центре «Сибирь», расположенном не то чтобы на самой окраине, но довольно далеко от центра Красноярска. Непосредственно напротив «Сибири» вот уже который год высится чрезвычайно мрачное, заброшенное многоэтажное здание, изрисованное невнятными граффити, — мечта любого специалиста по джентрификации. Куда там московским промзонам, можно пять центров современного искусства разместить. В «Сибирь» раз в год съезжаются и сходятся литераторы, издатели и другие труженики гуманитарной сферы из Москвы, Питера, Красноярска, Новосибирска и других относительно близко расположенных городов. Иногородние и иностранные участники ярмарки живут обычно здесь же, в пятиэтажной гостинице с огромным атриумом под прозрачной крышей. И МВДЦ «Сибирь» на время проведения ярмарки напоминает, по меткому выражению рижского поэта Сергея Тимофеева, не столько выставочный центр, сколько международную космическую станцию. Причем, добавим уже от себя, примерно такую, как в сериале «Вавилон-5», — благо напитки на станции дешевы, кафе многочисленны, а участники культурной программы разнообразны.

©  Станислав Львовский

Дебаты премии «НОС» в Красноярске. Николай Александров, Дмитрий Кузьмин, Андрей Левкин, Ирина Прохорова, Марк Липовецкий, Елена Фанайлова, Кирилл Кобрин, Владислав Толстов, Константин Мильчин

Дебаты премии «НОС» в Красноярске. Николай Александров, Дмитрий Кузьмин, Андрей Левкин, Ирина Прохорова, Марк Липовецкий, Елена Фанайлова, Кирилл Кобрин, Владислав Толстов, Константин Мильчин

Торговля книгами, по словам экспонентов, идет очень бойко, но, кроме торговли, как уже было замечено, имеется довольно насыщенная программа концертов, выставок, чтений и дискуссий на литературные и окололитературные темы. Одно из центральных мест заслуженно занимают публичные дебаты по премии «НОС», в ходе которых на глазах изумленной (или не очень) публики формируется короткий список премии. В этом году дебаты проходили в первый вечер работы ярмарки. В них принимали участие члены жюри — Марк Липовецкий, Кирилл Кобрин, Елена Фанайлова, Владислав Толстов и Константин Мильчин (прежде бывший экспертом премии, но повышенный в статусе), а также нынешние эксперты: Дмитрий Кузьмин, Андрей Левкин и находившийся в весьма приподнятом состоянии духа Николай Александров. Чтобы в дальнейшем не ссылаться с каждого слова, скажем сразу, что с длинным списком премии этого года можно ознакомиться здесь, с ее «концепцией, целями и задачами» — здесь , а с краткими «манифестами» членов жюри — здесь.

Открылись дебаты вступительным словом Марка Липовецкого, который разъяснил собравшимся, что «новая социальность», которой «НОС» взыскует, — социальность не поверхностная, а, так сказать, глубокого залегания и что добывается она путем выработки новых языков. Он также отметил, что вопрос о том, что же собой представляет новая социальность, не имеет сегодня ясного ответа, а поиски его, собственно, являются непосредственной задачей жюри, экспертов и публики. Кроме того, Липовецкий рассказал о том, какого рода тексты премией, по возможности, отсекаются.

Это, во-первых, «бытовая проза с политическими ассоциациями», развивающая «трифоновскую» линию русской литературы, работающая с интересующими премию материями в крайне упрощенном и отчасти автоматизированном ключе. В качестве примеров такого рода прозы Липовецкий назвал, в частности, книги Людмилы Улицкой и Владимира Маканина. Во-вторых, премия не интересуется «литературой гротеска» (в качестве исключения был назван Илья Бояшов как автор «недостаточно простодушный»). Говоря об этой линии, Липовецкий назвал в качестве ее представителей Юрия Арабова, Анну Старобинец и Всеволода Бенигсена. Наконец, третье направление, не интересующее «НОС», — «новый реализм» в лице, в частности, Захара Прилепина и Сергея Шаргунова. Липовецкий отметил, что вообще говорить в этом случае следует скорее не о новом реализме, а о постсоцреализме, использующем чересчур жесткие негибкие схемы рефлексии.

Далее Липовецкий представил первую книгу, вошедшую в короткий список премии, — текст Виктора Пелевина «Ананасная вода для прекрасной дамы», специально подчеркнув, что, хотя Пелевин постоянно обращается к теме превращения человека в бога, в «Ананасной воде…» эта постоянная тема впервые обсуждается в открытую. Важной, по мнению критика, особенностью книги является то, что постсоветское в ней раздвигается до границ всего современного мира, отчего собственно «постсоветское» теряет свойство экзотичности.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • pertaesus· 2011-11-07 19:42:37
    Радует пародийная нота в материале. В пересказе дискуссии очевидно, что отличие "старой" и "новой" социальности - это, собственно, снобистское "фэ".
  • Dmitry Danilov· 2011-11-07 22:56:38
    Вот эта ссылка - http://www.prokhorovfund.ru/projects/own/108/428/ - ведет на длинный список не этого года, а прошлогодний.
  • Stanislav Lvovsky· 2011-11-07 23:02:41
    To pertaesus: это вовсе не так, жаль, если у Вас создалось такое впечатление.
    To Dmitry Danilov: переправил кому нужно, спасибо
Читать все комментарии ›
Все новости ›