Музыка – испорченная: только она и заслуживает доверия.

Оцените материал

Просмотров: 9239

Засловье

Валерий Шубинский · 06/06/2011
Стоицизм, встающий за стихами Александра Белякова, – это стоицизм человека, снова и снова идущего на разрушение границ собственного мира

Имена:  Александр Беляков

©  Виктория Семыкина

 

 

Лет пятнадцать назад в Москве мне показали тоненькую книгу со словами: «Знаете? Это лучший современный поэт». Книгу я взял, пролистал, неопределенно кивнул… Стихи были, несомненно, хорошие, и имя их автора я уже знал. Но чего-то резко индивидуального, уникального, выламывающегося из более или менее общего стиля эпохи и поколения (который через несколько лет начал оформляться в многочисленных «сетевых конкурсах») я тогда в них не увидел.

Сейчас, с учетом работы Белякова в последние десять лет, и прежние его стихи читаешь иными глазами. В них видишь напряженное стремление (все отчетливее от книги к книге осуществляющееся) прорваться сквозь слой молодых безуханных слов («менеджер», «продюсер», «ментовка» и проч.) и других, как будто прочных, словарных, к какому-то первоначальному вербальному веществу.

Впрочем, «прорваться» — определение неверное. Просто часть слов отмирает, а другие вступают друг с другом в неожиданные отношения, и становится виден их нервозный экзотизм. Отмирает вся внешняя, биографическая и непосредственно-вещная сторона жизни. Остается электрический, сведенный к дрожащим и прыгающим, болтающимся туда-сюда по законам квантовой механики частицам хронотоп — дрожащее на нуле местное время и временное (какое же еще место?). Синтаксис временами сводится к парадоксам, к (как некогда говорили) идиотизмам, способным порождать странноватые сюжетцы:

        Мурашки встают на цыпочки
        Теряя тихие тапочки —
        Что светит нашему папочке?


        Сюжет для военной хроники
        На плечи взошли без паники
        Живущие на титанике

        Ни блажи от них ни жалобы
        А злость заливает палубы
        Прихлопнуть их не мешало бы


        Но как без немых товарищей
        Почувствует выступающий
        Что он уже утопающий?


Мурашки, идущие по коже — они же и насекомые, муравьи, насекомые в тапочках из мультфильма, поднимающиеся на плечи соседа — или на плечи своего хозяина, своего «папочки», человека, чье тело — Титаник, заливаемый волной… чего? Ужаса? Любви? Страха? Стыда?

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • pockemon· 2011-06-06 21:13:48
    совершенно согласен, лет двадцать помню его строчку: "дом был выстроен так давно, что задумке творца не в лад, опирается на окно, выходящее на закат, а хозяин в окно глядит, и окну своему не рад, потому что в окне горит, и не может сгореть закат", это поэзия в чистейшем ее виде, или хотя бы "арьев из бийска"! рад про него услышать через столько лет!
Все новости ›