Сам автор становится героем, отдельные обстоятельства жизни которого совпадают с обстоятельствами жизни его персонажей

Оцените материал

Просмотров: 11603

Эргали Гер. Кома

Татьяна Григорьева · 05/04/2011
Воспоминания Гера о глухих восьмидесятых и лихих девяностых воссоздают эпоху в таких порой неприглядных подробностях, что слово «ностальгия» в данном случае может быть отнесено разве что к сожалениям о прошедшей молодости

Имена:  Эргали Гер

©  Евгений Тонконогий

Эргали Гер. Кома
В авторском сборнике Эргали Гера «Кома» собраны произведения, написанные и опубликованные с 1982-го по 2009 год, однако время, о котором в них идет речь, представляет собой более сжатый промежуток — с начала восьмидесятых до начала девяностых. Имеет значение и тот факт, что время действия легко определимо, и то, что в сборнике читателю предлагается хронологическая картина жизни нашей страны и ее обитателей. Это не значит, что повести и публицистические очерки связаны между собой сюжетно или сквозными героями. Но это значит, что одним из главных героев Гера можно назвать само время.

Гера хочется назвать ностальгическим писателем. Это ностальгия по прозе восьмидесятых, печатавшейся в «толстых» (и не очень) журналах, и ностальгия по самому времени. Впрочем, с одной оговоркой — Гер не настаивает на щемящей тоске, его воспоминания, охватывающие глухие восьмидесятые и лихие девяностые, воссоздают эпоху в таких порой неприглядных подробностях, что слово «ностальгия» в данном случае может быть отнесено разве что к сожалениям о прошедшей молодости. Да и дело не столько в эмоциях, сколько в самой направленности взгляда назад, в прошлое.

В свое время скандальную славу писателю принес эротический рассказ «Электрическая Лиза» (он есть в сборнике), напечатанный в рижском журнале «Родник» в 1989 году. Сейчас так даже и не скажешь без кавычек — эротический рассказ, а для перестроечных времен это был вполне уместный жанр. Последняя повесть Гера «Кома», давшая заглавие сборнику, тоже вызвала скандал в прошлом году, на вручении премии Белкина. Гер и его «Кома» вошли в шорт-лист, но жюри выбрало Ульяну Гамаюн, что, в свою очередь, вызвало приступ обострения вкуса у некоторых представителей литературной общественности.

Как бы то ни было, «Кома» достойна большего, чем вечной рифмы с неполученной премией, и не скандал связывает ее с «Электрической Лизой», а более глубокие отношения, на уровне поэтики текста. А если продолжить поверхностное сравнение, невозможно не упомянуть, что и «Кома» напечатана в «толстом» журнале, в «Знамени» за 2009 год. Сюжет же отбрасывает нас на двадцать лет назад, в эпоху, которая раньше уверенно ассоциировалась со словом «свобода», а теперь ее все больше принято проводить по категории «дикого капитализма» и «эпохи первоначального накопления капитала». Одно другого не отменяет, конечно, весь вопрос в расстановке акцентов и выборе слов. И Гер, пожалуй, выбирает второе, оставляя свободу восьмидесятым.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›