Книга напоминает огромный долгострой, который невероятным напряжением воли всех участников проекта все-таки был сдан в эксплуатацию.

Оцените материал

Просмотров: 12605

Андрей Хренов. Маги и радикалы: век американского авангарда

Хаим Сокол · 05/03/2011
Перед нами не столько история независимого кино в США, сколько рассказ о борьбе художников против цензуры и социальной несправедливости, полагает ХАИМ СОКОЛ

Имена:  Андрей Хренов

©  Виктория Семыкина

Андрей Хренов. Маги и радикалы: век американского авангарда
«Маги и радикалы» Андрея Хренова – книга предельно честная. «Любознательный читатель» (так немного кокетливо, в стиле приключенческих романов XIX века обращается к нам автор) не найдет в аннотации ни слова неправды, никакого рекламного лукавства. Действительно, на более чем четырехстах страницах подробнейшим образом изложена история американского киноавангарда, от немого кино до примерно конца 70-х годов прошлого века. Имена, названия фильмов (многие из которых к тому же подробно пересказываются) извергаются со страниц как из рога изобилия. На историографию кино щедро накладывается теория (Кант, Маркс, Бергсон, Фрейд, Лакан, Деррида, Барт, Гринберг, далее по списку).

Возможно, именно поэтому чтение книги – не слишком увлекательное занятие: то ли учебник, то ли диссертация.

Впрочем, возможно, труд Андрея Хренова не так увлекателен, как хотелось бы, по другой причине. А именно – из-за некоторой жанровой амбивалентности «Магов и радикалов». Для популярного non-fiction книге не хватает субъективной авторской позиции – перед нами что угодно, только не рассказ от первого лица. Автор ни разу не позволяет себе снять галстук или хотя бы расслабить узел, не говоря о том, чтобы расстегнуть верхнюю пуговицу. В книге читатель не найдет ни одной личной оценки, ни одной отвлеченной авторской ремарки, ни одной живой истории про sex, drugs, rock-n-roll. Сухость эта лишь в очень и очень малой степени компенсируется наличием в книге двух текстов о кино довольно личного свойства (Стэна Брекиджа и Майи Дерен).

Однако и научной монографией в полном смысле слова «Маги и радикалы», несмотря на обширную библиографию и серьезный академический аппарат, тоже назвать невозможно. Для этого книге не хватает четкой структуры: цель исследования никак не обоснована. Остается совершенно неясно, почему именно этот период американского кино актуален здесь и сейчас. Единственным и явно недостаточным мотивом тут оказывается исключительно авторский интерес к теме. Вопрос это сугубо методологический. Почему, скажем, не современное американское экспериментальное кино или не видеоарт? Лишь на пятьдесят первой странице автор обозначает свой замысел: «Вместо двух диаметрально противоположных полюсов мы рисуем калейдоскопичную картину взаимопритяжения и отталкивания, пульсаций и отражений авангардистских и мейнстримных кинопрактик, множества “микроисторий” (или “case studies”), которые возникают и исчезают в соответствии с требованиями культурного производства. Их взаимодействие формирует его “общее поле”, по определению П. Бурдье. Поэтому необходимо изучать все поле культурного производства в совокупности, а не отдельные “атомы” замкнутых в своей “эстетической автономии” авторов, их “шедевров” или движений». Вопрос о выборе объекта исследования так и повисает в воздухе.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›