Впрочем, среди белых тоже есть исключения, например шведский граф фон Розен, доставлявший гуманитарную помощь в Варшавское гетто, сражавшийся за независимость Эфиопии, а теперь воюющий за Биафру на своем маленьком личном самолете.

Оцените материал

Просмотров: 11745

Чимаманда Нгози Адичи. Половина желтого солнца

Татьяна Григорьева · 02/03/2011
В романе описан бесконечно далекий от нас мир. Самое ценное, что может получить здесь читатель, – это опыт преодоления экзотичности, полагает ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВА

Имена:  Чимаманда Нгози Адичи

©  Евгений Тонконогий

Чимаманда Нгози Адичи. Половина желтого солнца
 

О нигерийской литературе неспециалисту известно немного: знаменитый нобелевский лауреат 1986 года Воле Шойинка да обладатели Антинобелевской премии по литературе 2005 года — авторы еще более знаменитых «нигерийских писем», сюжет которых часто разворачивается на пепелище войны, оставившей бесхозное наследство диктаторов, полковников, их вдов и дочерей. Где-то в пространстве между этими двумя явлениями находится роман «Половина желтого солнца», посвященный гражданской войне 1967—1970 годов между Нигерией и Биафрой, который написала молодая писательница Чимаманда Нгози Адичи, уже успевшая получить за него британскую премию Orange.

Среди героев романа есть и диктаторы, и полковники, и дочери богатых бизнесменов, а еще университетская интеллигенция, деревенские жители и, конечно, иностранцы — белые, представленные в широком спектре от абстрактных американцев и британцев, воспринимающихся иногда причиной зла, творящегося в стране, а иногда источником цивилизации, — до вполне конкретных бывших чиновников колоний, бизнесменов и заезжих журналистов, интересующихся искусством народа игбо. Одни просвещенные европейцы считают местных дикарями, другие восхищаются их культурой. Проблема чужого — своего на первый взгляд подается исключительно с политической точки зрения.

История борьбы самопровозглашенной Республики Биафра началась не в 1967 году и даже не в 1960-м, когда Нигерия получила независимость от Британии и обострились все внутренние противоречия между разными по языку, религии и образу жизни народами, приведшие к серии переворотов, — истоки сюжета находятся в колониальной британской политике. Геополитическая ситуация и историческая перспектива рассматриваются в романе именно с этой точки зрения. А высказываться она может как профессором университета, так и британским подданным, который хочет связать свою жизнь с Африкой. Эта историческая реальность не так далека от нас, как можно или хочется думать. СССР активно помогал Нигерии в этой войне, и хотя бы такие реалии, как чучело Косыгина, сжигаемое вместе с чучелом Вильсона, могут заставить, пусть ради любопытства, чуть дальше проникнуть в эту историю, чем мы готовы это делать обычно, вспоминая о голодающих детях Африки.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›