Книга чрезвычайно любопытная, хотя, кажется, излишне страстная, темперамент автора заметен невооруженным взглядом. На орехи достается всем: арт-критикам, дилерам, художникам, коллекционерам, рынку как таковому, ну и, конечно, обществу потребления, куда без него.

Оцените материал

Просмотров: 23900

Важные книги февраля

Станислав Львовский · 01/02/2011
Война на Уральской равнине, абсолютная космическая опера, тавтологии, рынок искусства, Биафра, Норма Джин Бейкер, клудж и фантаст-окулист

Имена:  Альфред Дёблин · Аркадий Драгомощенко · Гари Маркус · Иэн Бэнкс · Марчелло Арджилли · Мэрилин Монро · Пирошка Досси · Стивен Кинг · Чимаманда Нгози Адичи

Важные книги февраля
Не все книги, о которых пойдет речь, выходят непосредственно в феврале. Часть вышла в конце января, но только-только добралась до магазинных полок; часть, возможно, запоздает и появится к марту. «Важные книги февраля» — в том смысле, что в наступившем месяце их хорошо бы прочесть, купить или хотя бы запланировать приобретение.


Альфред Дёблин. Горы моря и гиганты
 

 

Дёблин — военный врач во время Первой мировой; писатель, близкий к экспрессионистам, позднее беженец из гитлеровской Германии, еще позднее — американец, католик, реэмигрант в ФРГ, один из наставников Гюнтера Грасса, симпатизант Восточной Германии. Но главное — автор романа «Берлин, Александерплац», известного всем в основном по фильму Фассбиндера, хотя на русский он был переведен в 1932-м, через три года после написания. «Горы моря и гиганты» — фантастическая антиутопия 1924 года, происходящая на протяжении семи столетий, вмещающих в себя мировую войну на территории России, размораживание Гренландии, бунт против глобализации, возрождение динозавров и борьбу с ними — и бог знает что еще. Как случилось, что один из самых главных визионерских текстов прошлого века перевели на русский только сейчас, — загадка. Однако во всем есть свои положительные моменты: перевела «Горы моря и гиганты» Татьяна Баскакова, лауреат Премии Андрея Белого 2008 года *.

Альфред Дёблин. Горы моря и гиганты. СПб., Издательство Ивана Лимбаха, 2011


Гари Маркус. Несовершенный человек. Случайность эволюции мозга и ее последствия
В оригинале название звучит короче, но непонятнее: Kluge. The Haphazard Construction of the Human Mind. В апреле 1970 года космонавты на «Аполлоне-13» столкнулись с серьезной проблемой, поставившей под угрозу всю экспедицию: резко вырос уровень углекислого газа, а вышедшие из строя воздушные фильтры было нечем заменить. В итоге члены экипажа создали работающий фильтр из подручных материалов, в том числе носка, пластикового пакета и клейкой изоляционной ленты. Эта штуковина, которая позволила им вернуться на землю целыми и невредимыми, представляла собой «клудж», выпавший из русского названия, — т.е. странное, наскоро сляпанное решение проблемы, оказавшееся на удивление эффективным. Книга о том, что человеческий мозг — это и есть такой клудж, собранный из всего, что попалось под руку; держащийся на честном слове, но работающий как часы. И это, что называется, многое объясняет в человеке. Обязательное чтение.

Гари Маркус. Несовершенный человек. Случайность эволюции мозга и ее последствия. М.: Альпина нон-фикшн, 2011


Иэн Бэнкс. Алгебраист
Фантастический роман знаменитого шотландца. Действие происходит в 4034 году, Галактика находится под властью Меркатории, преследующей, помимо всего прочего, искусственные интеллекты (AI), поскольку на них возлагается ответственность за последнюю кровопролитную войну. «Алгебраист» вошел в 2005 году в шорт-лист «Хьюго» (номинация «Лучший роман»), однако Бэнкс уступил тогда Сюзанне Кларк. По-русски роман выходит впервые. Автор говорил о том, что, возможно, это первая книга трилогии, однако впоследствии, судя по всему, отказался от этой идеи. Знатоки жанра аттестуют «Алгебраиста» как своего рода абсолютную космическую оперу, образец жанра, не лишенный, однако, значительной доли самоиронии. То есть это настолько абсолютная космическая опера, что уже даже немного пародия на оную.

Иэн Бэнкс. Алгебраист. М.: ЭКСМО, 2011


Аркадий Драгомощенко. Тавтология
Солидный (без малого пятьсот страниц) том одного из самых значительных современных русских поэтов, тем более важного и интересного, что работает он на значительном удалении от того, что называют мейнстримом. «Поэзия Драгомощенко, — пишет в предисловии к сборнику Александр Скидан, — представляется мне в высшей степени современным воплощением эстетики возвышенного. Это поэзия апорий, любая интерпретация которых оказывается до боли недостаточной; она отказывается от утешения хороших форм, от консенсуса вкуса, от прекрасного, пребывая в непрестанном поиске новых представлений — поиске иного — "не для того, чтобы насладиться ими, но для того, чтобы дать лучше почувствовать, что имеется нечто непредставимое"».

Аркадий Драгомощенко. Тавтология. М.: Новое литературное обозрение, 2011


Пирошка Досси. Продано! Искусство и деньги
Популярное исследование об устройстве рынка современного и не только искусства. Сама Пирошка Досси, изучавшая право и историю искусств, работает (или, во всяком случае, работала на момент написания книги) арт-консультантом, так что информация свежая (первое издание вышло в свет в 2007 году) и, что называется, из первых рук. Книга чрезвычайно любопытная, хотя, кажется, излишне страстная, темперамент автора заметен невооруженным глазом. На орехи достается всем: арт-критикам, дилерам, художникам, коллекционерам, рынку как таковому, ну и, конечно, обществу потребления, куда без него. Это, впрочем, не обычное бла-бла-бла о том, как рынок убивает искусство, а работа, обладающая значительной познавательной ценностью, хотя ставить ее на одну полку с Бартом и Зонтаг (см. издательскую аннотацию) все-таки, кажется, рановато.

Пирошка Досси, Продано! Искусство и деньги. СПб.: Лимбус-пресс; Издательство К. Тублина, 2011


Стивен Кинг. После заката
Новый сборник рассказов Стивена Кинга, вышедший по-английски три года назад. Хотелось бы думать, что три года были потрачены не зря и качество переводов на этот раз не такое ужасающее, как обычно, — Кингу фатально не везет с русскими издателями. В наличии имеются тринадцать (ну да) рассказов, опубликованных в разное время в Esquire, Playboy и даже McSweeney's. К американскому изданию имеется трейлер.



Наиболее интересными текстами обещают быть The Gingerbread girl (наверное, по-русски она будет «Пряничная девочка») и Н.

Стивен Кинг. После заката. М.: АСТ, 2011


Адичи Чимаманда Нгози. Половина желтого солнца
31 мая 1967 года власти Восточной провинции Нигерии объявили об отделении от федерации и провозглашении Республики Биафра. За этими действиями последовала гражданская война, в которой противоборствующие стороны снабжались оружием разными европейскими странами: федеральное правительство — Британией, а повстанцы — Францией. Продолжался конфликт 32 месяца, повстанцы сдались, однако погибло за без малого три года около миллиона человек. На фоне этой войны происходит действие первого романа нигерийской писательницы, сразу же получившего престижную британскую премию Orange. Как издатели решились выпустить его в нашей стране, не интересующейся почти ничьими страданиями, кроме своих собственных, — великая тайна, но огромное им за это спасибо. Может, кто-нибудь решится вслед за Адичи опубликовать в России и гениальный What is the What Дэйва Эггерса, — как знать.

Адичи Чимаманда Нгози. Половина желтого солнца. М.: Фантом Пресс, 2011


Мэрилин Монро. Жизнь, рассказанная ею самой
Факсимиле дневниковых записей Нормы Джин Бейкер, редкие фотографии, иллюстрации, документы и расшифровки архивов. Предисловие редактора обещает показать Мэрилин Монро такой, какой ее никто еще не видел, — и книга выполняет это обещание. Однако в большей степени она не о Монро-актрисе и даже не о Норме Джин — человеке, а о времени, лицом которого она стала. И тут почти академическая дотошность редакторов-составителей пришлась как нельзя кстати. Отрывок можно посмотреть здесь.

Мэрилин Монро. Жизнь, рассказанная ею самой. М.: СЛОВО/SLOVO, 2011


Марчелло Арджилли. Фантаст-окулист
Арджилли — один из самых известных детских писателей в мире, классик, автор книг «Чао, Андреа!», «Марта уже взрослая», «Разноцветные сказки» и множества других, часть из которых уже переведена на русский. По традиции выбор издательством этого сборника диктуется тем, что интересен он будет не только детям, но и их родителям, — или вообще тем, кого еще недавно называли кидалтами, но слово это упало и куда-то, кажется, закатилось.

Марчелло Арджилли. Фантаст-окулист. М.: Гаятри-Livebooks, 2011

________________________

1 За работу над книгой «Пауль Целан. Стихотворения. Проза. Письма» (вместе с М. Белорусцем).​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • vapetrovski· 2011-02-02 13:26:13
    Баскакова также получила премию им. Жуковского. Уже за Дёблина.
    Подробнее - http://limbakh-notes.livejournal.com/17276.html
  • deadm· 2011-02-02 21:47:06
    а как же, например: http://ilja-kukuj.livejournal.com/10879.html

    ?

    кажется весьма важной книгой
  • figli· 2011-02-02 23:43:44
    @deadm важные это книжки, за упоминание о которых заплатили издательства, в которых они выходят
  • vapetrovski· 2011-02-03 00:16:38
    figli, СПГС страдаете?
  • Etoev· 2011-02-09 19:09:08
    По поводу книги Дёблина. Вернее, фразы из обзора: "Как случилось, что один из самых главных визионерских текстов прошлого века перевели на русский только сейчас, — загадка". Дело в том, что роман выходил по-русски в 30-е годы. В моей библиотеке хранится сборник «О методах и приемах иностранных разведывательных органов и их троцкистско-бухаринской агентуры», выпущенный Партиздатом ЦК ВКП(б) в 1937 году. В книге имеется статья П. Винокурова «О некоторых методах вражеской работы в печати». Цитирую из нее отрывок: «Иногда враждебные теории и теорийки протаскиваются в печать под прикрытием романтики и «научной» фантастики. Ленинградское отделение Госиздата выпустило роман-утопию А. Деблина “Горы, моря и гиганты”. События развертываются в XXIII–XXVII столетиях, но, судя по всему, автор трактует вопросы сегодняшнего дня. Построенная на основе фашистской, реакционной, шпенглеровской теории о неизбежности катастрофической гибели человечества, книга проповедует борьбу с техникой, разрушение машин и возврат к первобытному, кочевому образу жизни. Таков путь человечества, “живописуемый” Деблином. О существовании СССР автор не упоминает. Народы, населяющие территорию нашей страны, по воле “утописта” Деблина , стираются с лица земли мистической стихийной силой уральской войны».
    С уважением,
    Александр Етоев
Все новости ›