«Ответы» Бэй Дао, поднятые на знамена протестующими 1976 года, снова оказались востребованы на той же площади Тяньаньмэнь уже во время протестов 1989-го.

Оцените материал

Просмотров: 13173

Туманный поэт демократической революции

Станислав Львовский · 09/09/2010
Бэй Дао – возможно, самый известный в мире современный китайский поэт. OPENSPACE.RU публикует первое его интервью российской прессе – и два стихотворения
Бэй Дао (настоящее имя Чжао Чжэнькай) — один из самых известных современных поэтов, пишущих по-китайски. Он родился в 1949 году в Пекине и входил в группу «туманных поэтов», представлявших собой в конце семидесятых эстетическую альтернативу идеологической установке того времени на «ясность текста» и доступность его для гипотетического простого читателя (члены группы взяли себе в качестве названия один из эпитетов, которыми их награждала официальная критика времен «культурной революции»). В ранней юности Бэй Дао стал хунвейбином, однако довольно скоро очередная чистка рядов выявила его «ревизионистские взгляды», и он был сослан в провинцию, где трудился на стройках до 1980 года.

В 1978 году Бэй Дао со своим другом и коллегой поэтом Ман Кэ основали первый в коммунистическом Китае самиздатский журнал «Жинтьян» («Цзиньтянь», «Сегодня»), просуществовавший в относительно открытом режиме до 1980 года, а затем полностью запрещенный. Стихи Бэй Дао и других «туманных поэтов» оказались востребованы представителями не только эстетической, но и политической оппозиции — так, в частности, его стихотворение «Ответы» стало неофициальным гимном первой волны протестов демократического движения Китая на площади Тяньаньмэнь в 1976 году.

В самом конце семидесятых Бэй Дао вернулся из ссылки и работал в Издательстве литературы на иностранных языках в Пекине, в редакции журнала «Новый обозреватель». В 1983—1984 годах он стал чуть ли не основной мишенью кампании против «духовного загрязнения». В 1983-м стихи Бэй Дао были впервые опубликованы по-английски в «Восточноазиатском вестнике» Корнельского университета, за этим последовали публикации в Гонконге и, позднее, в различных (не только англоязычных) периодических изданиях и антологиях. В середине восьмидесятых политическая ситуация в Китае переменилась к лучшему. Бэй Дао начали выпускать из страны; вышел в свет наконец сборник «Августовский лунатик» (избранное за 1970—1986 годы), с восторгом принятый публикой, но впоследствии — видимо, по этой же причине — запрещенный.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • trepang· 2010-09-09 22:53:23
    спасибо!
    поправьте во втором абзаце: не "Ответ", а "Ответы".
Все новости ›