Оцените материал

Просмотров: 4645

Семеро не ждут

Константин Аникин · 24/04/2009
Дополненная реальность, телеприсутствие и еще 5 технологий, которые в ближайшем времени изменят наши представления об искусствах и развлечениях

©  Анна Всесвятская

Семеро не ждут
Предсказания о ближайшем и далеком будущем настолько вошли в привычку у человечества, что уже считаются чем-то сродни серьезной науке, заработавшей термин global prescience и статью в Оксфордском словаре английского языка. КОНСТАНТИН АНИКИН не стал заглядывать в мутное далёко и выбрал из всего спектра перспективных технологий те, которые уже наполовину разработаны в настоящем и могут радикально повлиять на сферу культуры, искусств и развлечений.
1. Электронная бумага (E-paper)

«Электронной бумагой» называют особый сорт электронных дисплеев, имитирующих рукописный или печатный лист. Электронная бумага, как и обычная, «показывает» изображение в отраженном свете. Из-за этого отпадает необходимость в подсветке, а значит, она позволяет без потребления электроэнергии удерживать изображение сколько угодно долго.

Зачем все это? Ради удобства чтения. Нынешние мониторы многим хороши, но читать с них по-прежнему неудобно: из-за подсветки глаза устают. E-бумага лишена этих недостатков: она тонкая и гибкая, не мерцает и выводит идеально четкое изображение.

Первые образцы электронной бумаги появились в 1970-х годах. Принцип работы был весьма прост: активный слой экрана содержал миниатюрные прозрачные капсулы с черным и белым пигментом. «Черные» частицы заряжены положительно и притягиваются к отрицательно заряженным электродам, белые частицы — наоборот, что и позволяло формировать изображение. Главным недостатком е-бумаги была низкая частота обновления изображения: анимацию она не тянула. Именно большая инерционность е-бумаги погубила этот проект: для мобильных гаджетов жидкокристаллические экраны по-прежнему вне конкуренции.

Казалось бы, всё — полное разочарование и конец проекта. Однако в прошлом году корпорация Samsung  объявила о создании электронной бумаги нового типа, основанной на карбоновых нанотрубках, с гораздо более высокой частотой обновления. Кроме того, активно развивается альтернативная технология органических светодиодов (OLEDorganic light emitting diode), которая также позволяет создать дисплей похожих на е-бумагу характеристик. Это значит, что компромиссная электронная бумага все же будет создана и наступит революция в самом консервативном виде культурного потребления — книгоиздании и чтении. Добавьте к электронной бумаге карту памяти, беспроводной доступ в интернет, и полки, заставленные книгами, канут в Лету. По сравнению с этим достижением всякие мелочи вроде революции в области наружной рекламы, дисплеев на одежде и визитных карточках, можно в расчет не брать.

Прогноз на 2011 год. Появление электронной «читалки», которая понравится всем. Кроме, пожалуй, Павла Пепперштейна.


2. Объемная оптическая память (3D optical data storage)

Формат Blue-Ray подвел некую черту в эволюции компакт-дисков. Традиционная технология записи данных на блестящий кругляшок достигла своего предела: (пока нереализованный) максимум 200 Гб, больше никак не лезет. Но, как говорил профессор Хьюберт Фарнсворт из «Футурамы»: хорошие новости! Уже почти готова новая технология — объемная оптическая память. В привычных нам оптических дисках, от CD-ROM до Blue Ray, информация записана в двумерной плоскости. А на дисках нового поколения информация будет записана в 3D, что позволит впихнуть на диск стандартного размера около 1 терабайта (1024 Гб) данных. 

Прогноз на 2012 год. Болванки на 1 терабайт во всех ларьках метро. Фанаты «Улицы Сезам», шедшей 39 лет в эфире, счастливы — все сезоны на одном диске.


3. Телеприсутствие (Telepresence)

С «телеприсутствием», даже если термин в новинку, знаком каждый пользователь сети. Речь идет об эффекте присутствия там, где тебя на самом деле нет. Рассматривание другого города на сайте через веб-камеру — это телеприсутствие. Просмотр прямой трансляции концерта — это телеприсутствие. Видеочат с другом в скайпе — это телеприсутствие. И эффект присутствия будет тем сильнее, чем мощнее развиты технологии.

В 2008-м компания Cisco выпустила на рынок аппаратно-программный комплекс Cisco Telepresence (стоимостью в сотню тысяч долларов), который уже дает поразительный эффект, хотя Cisco использует всем привычные камеры и плазменные панели. А в будущем станет возможна не только передача на расстояние аудио- и видеоинформации, но также и данных для осязательных и обонятельных рецепторов человека. По мнению футурологов, развитие технологий телеприсутствия радикально изменит всю индустрию туризма и развлечений: чтобы посетить, скажем, концерт Radiohead, будет совершенно не обязательно перемещаться в физическом пространстве. Однако это только половина дела.

Автор термина, знаменитый ученый Марвин Минский, один из пионеров исследований проблем искусственного интеллекта, вкладывал в понятие «телеприсутствие» прежде всего возможность дистанционного управления роботами. С развитием робототехники возможно появление нового вида трудовой деятельности масс — управление роботами на расстоянии. И не важно, где находитесь вы, а где робот. Этой проблеме посвящен выходящий в этом месяце на экраны кинотеатров США дебютный фильм мексиканского режиссера Алекса Риверы «Продавец сна». Герои, живущие в Мексике будущего, такой же нищей, как и сейчас, вынуждены заниматься тем же, чем и сейчас занимаются их соотечественники. То есть гастарбайтингом. Однако сравнительно скоро для этого не надо будет тайно пересекать границу США — достаточно будет подключить интерфейсы управления. Один из героев фильма из Мехико-Сити управляет строительным роботом в Нью-Йорке, второй воюет с террористами, управляя военным дроном.

Прогноз на 2015 год. Операторы дронов основывают профсоюз. Андрей Лошак снимает сюжет о тяжкой доле «телегастарбайтера».


4. Виртуальный ретинальный дисплей (VRD, Virtual retinal display)

Один из вариантов концепции так называемой «безэкранщины» (screenless), то есть технологии передачи оптической информации без экрана. В VRD цифровое изображение при помощи лазера проецируется непосредственно на сетчатку глаза. В таком случае дисплей будет видеться как картинка, висящая на некотором отдалении в пустоте. Если проекция направлена в один глаз, это позволяет видеть одновременно компьютерное изображение и реальный мир, что может применяться для создания эффекта «рентгеновского зрения», полезного, скажем, хирургу во время операции или автослесарю во время ремонта автомобиля. Кроме того, это делает VRD практически идеальным средством передачи визуала для технологий Дополненной Реальности (см. ниже).

Если же цифровая проекция направляется в оба глаза, можно создавать вполне реалистичные трехмерные сцены. И здесь уже можно говорить о более-менее полноценной виртуальной реальности. VRD портативны и потребляют гораздо меньше энергии, чем традиционные мониторы; они поддерживают динамическую фокусировку, что в разы увеличивает реалистичность изображения. Американская оборонная промышленность полагает, что такие лазерные проекции в сетчатку абсолютно безопасны для глаз: в армии США VRD уже используются в интерфейсе управления новым БТР Stryker.

Прогноз на 2017 год. Выражение «на моих глазах» радикально меняет смысл.


5. Машинный перевод (Machine translation)

Да, тот самый, что сейчас является неким стандартом неадекватности. Расхожий пример: My cat gave birth to four kittens, two yellow, one white and one black переводится как: «Мой кот родил четырех котят, два желтых цвета, одно белое и одного афроамериканца».

Между тем, компьютеры разрабатывались в том числе и для перевода текстов, а не только для расчета баллистических траекторий. Потому все эти годы усовершенствование технологий перевода не прекращается: растут аппаратные возможности — появляются новые алгоритмы. В феврале этого года Google запустил бета-версию своего онлайн-переводчика Google, и специалисты очень осторожно заговорили о прорыве. Наряду с обычными способами машинного перевода переводчик Google использует статистический алгоритм перевода, основанный на некоторых положениях теории информации. Google Translate анализирует образцы существующих в сети текстов и учится на их примере. Грубо говоря, его учат пользователи интернета, и, кто знает, может быть, научат.

Прогноз на 2019 год. «Моя кошка родила четырех котят: двух желтых, белого и черного». Наконец-то!


6. Трехмерный дисплей (3D display)


Дисплеи для отображения трехмерных объектов настолько любимы писателями-фантастами, что уже даже как-то неприлично. Однако в жизни все сложнее — годы идут, а объемных дисплеев все нет и нет. При том что принципы создания трехмерных изображений давно известны и достаточно детально проработаны.

На сегодняшний день существует несколько концепций 3D-дисплеев. Перечислим. Различные вариации стереоскопии — то, что сейчас понимается под трехмерным кино. Легко опознается по очкам с красно-синими стеклами и является не более чем оптической иллюзией. Стереоскопия, к слову, придумана в начале XIX века. Дальше идут голографические 3D-дисплеи. Они работают по принципу голограммы, то есть имитируют пространственное размещение световых волн в таком виде, как они располагались бы при отражении света от реального трехмерного объекта. Технология номер 3: объемные дисплеи. Они используют различные механизмы для показа светящихся точек в пределах некоторого объема. Такие дисплеи вместо обычных пикселей используют воксели — трехмерные пиксели. Новые концепты объединяет только нереально высокая цена производства и нереальная же сложность эксплуатации. Кроме того, каждый тип 3D-дисплеев требует создания собственной видеозаписывающий аппаратуры. Так что писатели-фантасты могут не беспокоиться: пусть объемные дисплеи — штамп, но штамп долгоиграющий. Однако разработчики не сдаются, работы идут полным ходом, поскольку ставки высоки: создание 3D-дисплея приведет к невероятному прорыву в области кино и интерактивных развлечений. Что, собственно, весьма достоверно отражено в научной фантастике.

Прогноз на 2021 год. На экраны кинотеатров мира выходит первый полноценный трехмерный блокбастер («Пираты Карибского моря 66»?). Кинокритики разносят в пыль игру виртуальных актеров.


7. Дополненная реальность (Augmented Reality)

Виртуальная реальность (VR) — дело далекого будущего. На смену виртуальной приходит новая концепция цифровой реальности — дополненная реальность (AR).

АR не стремится, как VR, полностью подменить собой реальность, она лишь дополняет ее виртуальными элементами. Суть технологии дополненной реальности достаточно проста — это наложение на видео в реальном времени виртуальных объектов. Если в поле зрения камеры попадает специальная графическая метка, на ее месте отображается виртуальный объект. Алгоритм предложен еще в 1999 году доктором Хироказу Като, однако относительно недавно, с увеличением производительности компьютеров, стало возможным использовать ее в полной мере. Звучит просто, но возможности тут открываются поистине безграничные: справочные и навигационные системы; совершенно новые виды цифрового развлечения на стыке реального и виртуального.

AR — это новый уровень реальности, возможность превратить наш мир в единое цифровое пространство. Представьте, например, что, взглянув на стену вашего дома через кибер-очки, вы будете видеть на ней электронную доску объявлений. Представьте, что вы оперируете компьютерными приложениями как реальными объектами.

Полноценной реализации «дополненной реальности» мешает много технических проблем: таких крутых кибер-очков пока не существует в природе, да и для реалистичного совмещения 3D-графики и видео в реальном времени нужны нешуточные компьютерные мощности. Кроме того, пока нет технологии, позволяющей отслеживать направления взгляда человека, что очень важно для AR. Но даже тех пока грубых примеров применения AR-технологий, достаточно, чтобы открыть рот от изумления. Можно с уверенностью сказать, что мир стоит на пороге бума AR-технологий.

Прогноз на 2026 год. Тотальная «агментация» Токио. Случаи самоубийств из-за потери виртуальных домашних животных.

 

 

 

 

 

Все новости ›