Оцените материал

Просмотров: 43591

Протей Темен: «И всё светится!»

25/05/2009

©  Предоставлено Протеем Теменом / www.proteytemen.com

Протей Темен. Из проекта о граффити среде между Берлином и Москвой. 2009

Протей Темен. Из проекта о граффити среде между Берлином и Москвой. 2009

А. К. Я от дизайна человек далекий, у меня к нему очень обывательское отношение. Поэтому мой следующий вопрос ты уже наверняка слышал. Я как сторонний наблюдатель вижу, что у нас есть некое дизайнерское сообщество, у него есть свои журналы, сайты и премии, там все очень круто и красиво, куча новых идей и так далее. И вот мне кажется, что российский дизайн говорит сам с собой на каком-то придуманном для себя языке, а к реальной жизни это малоприменимо. Я смотрел твой ролик про Мистера Уткупервые три минуты все понятно, прекрасно. А дальше начинается какой-то супрематизм, мне как текстовому человеку малодоступный. Если я правильно понимаю, дизайнерское сообщество производит некий продукт типа haute couture, то есть какие-то наброски для себя, идеи, которые уже потом, позже, воплощаются в конкретные чайники и автобусные остановки? Где, я вас спрашиваю, все эти прекрасные идеи в повседневной жизни? Почему все вокруг такое уродливое? Где дизайн-то?

П. Т.  Ну да, у тебя очень популярная позиция, этот вопрос и вправду очень часто задают: в том духе, что вот, дескать, ты дизайнер, а где дизайн ваш, почему вокруг говно полное? В этом вопросе на самом деле нет ничего обывательского или невежественного, это позиция нормального здорового человека. Я попробую объяснить так, на собственном примере. Для меня дизайн — это не только функциональные повседневные вещи. Я хочу перенести часть дизайн-опыта, дизайна как работы, как профессии в рамки того, что называют искусством. Только искусством не в смысле «Винзавода», а немного другого характера. Если ты смотрел мой ролик про Мистера Утку, то его большая часть — это кусок моей лекции, которую я показывал в марте в Берлине на фестивале Pictoplasma. Это большой международный фестиваль, который формально как бы посвящен дизайну персонажей, но на самом деле представляет собой очень интересный срез современного искусства, который мы с ребятами называем «искуской».  Если современное искусство — это про галереи, все на полном серьезе, 5x5, художники все надутые, то «Пиктоплазма» — это и про дизайн, и про анимацию, и все в том же духе. Такая мультидисциплинарная история. И никого не волнует, что ты там представил — часть дизайн-проекта или картину. От принта до скриншота практически нет разницы. И это как раз то, чем мне хочется заниматься.

©  Предоставлено Протеем Теменом / www.proteytemen.com

Протей Темен. Иконография добротаризма. 2007. Цифровая печать на виниле. 60х90

Протей Темен. Иконография добротаризма. 2007. Цифровая печать на виниле. 60х90

У нас эта среда только-только зарождается, и есть два очень активных лагеря — одни как раз жесткие функционалисты, которые принципиально против дизайна ради дизайна, типа ваше творчество говно, вы мне сделайте удобную и красивую ложку. Например, есть интерфейсники, которые считают, что самое важное в дизайне — это интерфейс, и строят всю свою коммуникацию и с дизайнерским сообществом, и с остальным миром именно с этой точки зрения. Это понятно, потому что человеку свойственно описывать весь мир через то, что он делает. Дизайнеры из другого лагеря, наоборот, считают, что чем более дико и странно, тем лучше, потому что это оригинальнее. Мне ни в той, ни в другой крайности не комфортно. Это экстремистские позиции, которые, по-моему, ничем, кроме фанатизма, не являются.

Мне, например, очень сложно в Москве выступать на одном поле с художниками, потому что, с одной стороны, я постоянно оказываюсь в жанре дизайна, просто потому, что меня в эту категорию определяют по роду деятельности, а с другой — у меня есть разнообразные сольные проекты, которые к дизайну имеют отношение исключительно постольку, поскольку я им занимаюсь в рабочее время или черпаю вдохновение из коммерческих проектов, которые я веду. И у меня всегда было большое желание это как-то объединить. Но это, конечно, мало возможно, разве что в абсолютном мире. Понятно, что искусство и дизайн — это вещи абсолютно разные, у них разные совершенно цели и задачи, и объединяются они только усилиями СМИ. На многих журналах и на сайтах даже рубрика так называется: «Искусство и дизайн», Art and design. Слева — про выставку Хёрста, справа — про соковыжималку Старка. Обычно и там, и там пишут про мастодонтов, символов своего направления, которые уже стали историей и современного искусства, и дизайна. А все остальное, что поменьше, даже как-то в поле зрения не попадает.

По-моему, это неправильно. Для меня все-таки важна цель объединения и того, и другого. В личных проектах у меня может быть вещь вообще нефункциональная, чистая форма, эстетика. А функции я решаю в клиентских работах, и это уже другая история.

КомментарииВсего:3

  • dzen· 2009-05-25 15:08:28
    вот мир.только каким внешним фактором не привлекают внимания.Это же надо придумать,меня отягощают брови...его искусство спорно и повторно,пусть изучит древний мир и подумает.
  • pancho· 2009-05-26 11:46:31
    А по моему мило.
    Правда с отставанием лет на 20, но это у нас как водится...
  • Sheptuhin· 2009-07-24 13:04:10
    dzen: "его искусство спорно и повторно"
    ---
    а разве настоящее искусство не спорно? Даже живопись Шилова и та спорна:) (если можно это назвать живописью:)
    "Протейтеменовский примитивизм" остроумен и добр. Я "За!"
Все новости ›