Трудно представить, чтобы о своем «последнем фильме» заявили братья Коэн или Мишель Гондри.

Оцените материал

Просмотров: 73518

Искусство не требует жертв

Андрей Плахов · 19/04/2011
АНДРЕЙ ПЛАХОВ о том, почему в кино больше не возможен радикальный жест

©  T. T. Filmműhely

Кадр из фильма Белы Тарра «Туринская лошадь»

Кадр из фильма Белы Тарра «Туринская лошадь»

Проще всего сказать, что виноваты технологии: из-за них кино становится то слишком дорогим, то слишком дешевым предприятием. Ларс фон Триер долго колебался, прежде чем заняться кинематографом: он слышал, что для этого надо обладать талантом и терпением, долго учиться, овладевать трудной профессией, доступной только избранным. Потом выяснилось, что эти слухи специально распускали профессионалы, чтобы отвадить потенциальных конкурентов. Когда пришли ручные видеокамеры, а вслед за ними цифра, стало очевидно, что снять фильм может обезьяна средних способностей. И Триеру пришлось изобрести «Догму», чтобы канонизировать любительскую съемку как художественный концепт.

©  Киностудия им. М. Горького

Кадр из фильма Александра Аскольдова «Комиссар»

Кадр из фильма Александра Аскольдова «Комиссар»

Еще на памяти времена, когда фильм считался поступком, даже преступлением. За него могли подвергнуть общественной обструкции и едва ли не уголовному преследованию («Ворон» Клузо), его могли положить на полку, а режиссера отлучить от профессии («Комиссар» Аскольдова). Собственной жизнью расплачивались за кинематограф Пазолини, Фассбиндер, Эсташ. Даже в Голливуде был свой проклятый поэт — Орсон Уэллс. Сегодня подобное возможно разве что в Иране (Джафар Панахи) и на других островках тоталитаризма. В нормальных странах кино существует как индустрия, рутинная профессия, параллельно — как безобидное хобби. В крайнем случае — как провокация, не очень опасная.

©  Gaumont

Кадр из фильма Леоса Каракса «Любовники с Нового моста»

Кадр из фильма Леоса Каракса «Любовники с Нового моста»

Уже в конце прошлого века расплачивались по-другому — например, за гигантоманию проекта жизнью платил уже не художник, а продюсер («Любовники Пон-Неф» Леоса Каракса). Пришедшие тогда «новые дикие», или «неоварвары», — Линч, Бенекс, Анно, Бессон, даже Тарантино — оказались не такими уж дикими, а вполне культурными гражданами, некоторые вдобавок хорошими коммерсантами. После «Сломанных цветов» сломался имидж Джима Джармуша, органического поэта: и он вписался в индустрию массового спроса. Не говоря уже о Скорсезе.

«Честных художников», по-прежнему полагающих, что искусство требует жертв или жизнь требует перечеркнуть искусство, осталось раз-два и обчелся. Вернер Херцог, ну, возможно, Джон Джост и его экс-подруга Тереза Виллаверде. Они поочередно выкрадывали друг у друга собственную малолетнюю дочь Клару, а мать еще и заставила похищенную девочку сыграть в собственном фильме. Мало что известно о состоянии Клары, но родители в процессе борьбы за нее порушили свою карьеру, особенно Джост, превратившийся из классика в маргинала. Отдельный след оставил Сирил Коллар, запечатлевший в фильме «Дикие ночи» приближающуюся смерть от СПИДа (режиссер умер за три дня до награждения премией «Сезар»).

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:25

  • ataran· 2011-04-19 17:08:41
    >После «Сломанных цветов» сломался имидж Джима Джармуша, органического поэта: и >он вписался в индустрию массового спроса.

    "limits of control" с вами не согласны.
  • Sergei Dyoshin· 2011-04-19 17:36:39
    Плахов делает вид, что не видел Limits of control.
  • bezumnypiero· 2011-04-19 18:12:15
    я прошу заранее прощения у ранимой редакции за грязный троллинг и хриплое лаяние на караван, который выполняет важную и нужную читателю работу.

    но возникает ряд вопросов: зачем нужен радикализм в искусстве? можно ли таковым радикальным жестом считать подходящие под описание Утомленные солнцем 2 и 3? почему Фасбиндер, Пазолини и Эсташ умерли за кинематограф? бывший президент ФИПРЕССИ Плахов виновен в сложившейся ситуации? есть ли альтернативные системы поощрения радикальных художников - призы критиков, к примеру?
Читать все комментарии ›
Все новости ›