Он договорился до того, что присутствие Кьяры Мастроянни делает Локарно «самым гламурным фестивалем на планете».

Оцените материал

Просмотров: 10574

И где же новизна?

Андрей Плахов · 12/11/2010
АНДРЕЙ ПЛАХОВ полемизирует с Оливье Пером и анализирует гламурную «десятку нулевых» издательства Phaidon

Имена:  Александр Сокуров · Альберт Серра · Андрей Звягинцев · Апичатпонг Вирасетакун · Ари Фолман · Брийанте Мендоса · Брюс Ля Брюс · Винсент Галло · Джадд Апатоу · Изильд Ле Беско · Карлос Рейгадас · Квентин Тарантино · Кьяра Мастроянни · Ли Хунци · Лисандро Алонсо · Марен Аде · Оливье Пер · Педро Кошта · Стив Маккуин · Цзя Чжанке · Ширин Нешат · Эрик Ку · Эрик Ромер

©  Getty Images / Fotobank

И где же новизна?
Тема итогов и рейтингов кинематографических нулевых, впервые поднятая в конце 2009 года, оказалась не исчерпана и на финише 2010-го. За год в подходе к ней стало не меньше и не больше консенсуса, но появились новые вопросы. Они возникли, в частности, с выходом в свет еще одного амбициозного — не рейтинга даже, а увесистого и дорогущего (70 евро) тома издательства PhaidonTake 100. The Future of Film. 100 New Directors. О нем – чуть ниже.

Главным событием года с этой точки зрения стала каннонизация (она же – канонизация) Апичатпонга Вирасетакуна, осененного «Золотой пальмовой ветвью». Помог ли кризис, слабая программа каннского конкурса, не важно: тайский маргинал, за чьими фильмами фестивали раньше охотились ради фана и экзотики, после «Дядюшки Бунми, который помнит свои прошлые жизни» возведен в современные классики. Таким образом, нулевые на своем исходе получили право на гарантированное место в вечности.

Еще раньше это произошло с другим лидером нулевых: Цзя Чжанке победил в сильнейшем венецианском конкурсе 2006 года и был награжден «Золотым львом». Однако многие режиссеры, фигурирующие в рейтингах десятилетия и сформировавшиеся именно в эти годы, так и остались любимцами критиков, фестивальных отборщиков и других киногурманов, но не получили ни более высокого статуса, ни широкой известности.

Именно об этом говорил в интервью OPENSPACE.RU Оливье Пер, считающийся самым прогрессивным фестивальным куратором нулевых: «Выросло первое поколение талантливых режиссеров, у которых нет зрителя». В какой-то степени это и признание собственного бессилия: попытки превратить в оазис новой классики сначала «Двухнедельник режиссеров» в Каннах, а в этом году фестиваль в Локарно – свою новую вотчину – к полному успеху не привели.

Достаточно назвать ударные фильмы, отобранные Пером для конкурса Локарно: «Мужчина в ванной» Кристофа Оноре, «Зомби из Лос-Анджелеса» Брюса Ла Брюса, «Подонки» Изильд Ле Беско. Они раскачали сонную лодку Локарнского фестиваля, однако в силу своего несовершенства (а вовсе не тематической маргинальности) остались без призов, хотя жюри собиралось Пером из его креатур и близких друзей. Они предпочли «Зимние каникулы» Ли Хунци, которого сразу назвали китайским Джармушем. Четверть века назад нынешний американский классик победил в том же Локарно с фильмом «Страннее рая». А его режиссерский дебют назывался, если переводить дословно, «Постоянные каникулы». Так что все знакомо, и где же новизна?

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • agll· 2010-11-12 17:32:56
    Марко Мюллер же превозносил этой зимой "Бесславных ублюдков", отвешивая этому фильму комплименты, соотносимые с озвученными. Не Тарантино, а именно этот фильм.
    чего ещё ждать.

    А вообще да, смешно и грустно.
  • Ab· 2010-11-12 18:53:37
    Ширин Нешат уехала из Ирана еще до революции. Так что ее нельзя назвать эмигранткой. Она абсолютно западный художник, эксплуатирующий тему ужасов режима в стране, где она не была более 30 лет.
  • bezumnypiero· 2010-11-14 18:50:16
    если это такое блатное и неадекватное издание - то зачем нашим режиссерам туда попадать?
Все новости ›