Стивен Спилберг, Nine Inch Nails, Джордж Лукас, «Нокиа», Леди Гага и католическая церковь — все они уже активно используют кросс-платформы.

Оцените материал

Просмотров: 11036

Как кросс-медиа спасают кино и делают мир лучше

Анастасия Принцева · 23/11/2011
Новые мультимедийные технологии подбираются к России

Имена:  Дэвид Линч · Хервиг Копп

©  Игорь Николаенко

Как кросс-медиа спасают кино и делают мир лучше
В 2009 году Дэвид Линч стал продюсером проекта «Интервью». Режиссерами «Интервью» были сын Линча Остин и его друг Джейсон C. (Austin Lynch & Jason S), которые колесили по Соединенным Штатам, брали небольшие интервью у попадавшихся им по пути людей и выкладывали их раз в три дня на сайте с коротким вступительным словом Линча-старшего. Тот объяснял, что «Интервью» надо смотреть, потому что «он о людях, и вас это тоже касается». Героям задавались одни и те же вопросы: «О чем вы мечтали в детстве?», «Когда вы впервые столкнулись со смертью?», «Что для вас самое важное в жизни?», «О чем вы сожалеете?» — и из коротких ответов совершенно не известных людей становилось понятно, что нас это действительно касается. За 70 дней группа проехала 30 тыс. км и поговорила со 121 человеком, — ответы можно посмотреть на сайте, выбрав их по герою или по маршруту следования группы. К проекту возник невообразимый интерес, позже он получил два престижных приза Webby Award, а режиссеров пригласили повторить эксперимент в Германии.

Эксцентричный Дэвид Линч решил стать продюсером этой истории не только потому, что ею занимался его сын — сама история казалась ему вполне эксцентричной и провидческой. И если еще несколько лет назад подобный проект мог действительно показаться экстравагантным и для того, чтобы привлечь к нему внимание и найти на него деньги, нужна была фигура масштаба Линча, то сейчас похожих проектов уже десятки и они собирают миллионы зрителей и участников по всему миру. Называются такие мультимедийные проекты «кросс-платформы» (cross platforms или cross/trans/ 360°media). Их смысл в том, чтобы сделать документальный или любой другой видеопродукт демократичным, чтобы люди смогли в нем активно участвовать и чтобы он был доступен во всех возможных форматах: телевидение, радио, кинотеатры, игры, комиксы, книги, мобильные телефоны, интерактивные сайты, реальность.

Первые кросс-платформы появились десять лет назад в результате развития новых технологий, резкого спада интереса к традиционному телевидению и традиционному документальному кино. В попытке удержать зрителя такие прогрессивные каналы, как британский Сhannel 4, шведский SVT, франко-германский ARTE, стали делать свои кросс-платформы, а пользователи активно им в этом помогали. Например, на своем сайте Channel 4 предлагает зрителям присылать свои идеи кросс-платформ и потом делает по ним проекты. Стивен Спилберг, Nine Inch Nails, Джордж Лукас, «Нокиа», Леди Гага и католическая церковь — все они уже активно используют кросс-платформы.

Тематически такие платформы можно условно разделить на развлекательные (интерактивные игры), социальные и технологические (когда пользователи объединяют данные и создают новые технологии, к чему, кстати, активно призывает и один из пионеров интернета Тим Бернерс-Ли ).


Интерактивные игры

Один из самых нашумевших развлекательных порталов — сайт wreckamovie.com, позволяющий придумывать фильмы, искать единомышленников и финансирование и осуществлять проекты.

У английского Channel 4 на сайте есть целый раздел кросс-платформ: от групповых игр в метро до вполне функционального «У меня стыдная болезнь» («Болеете чем-то настолько постыдным, что даже стесняетесь узнать, как это называется? Поиск по частям тела. Поиск по симптомам»). Здесь можно поставить себе диагноз, пообщаться с такими же страдальцами, пройти тесты или записаться на шоу — таким образом канал пытается через интернет вернуть своих телезрителей.

Примерно так же действовал и шведский канал SVT, запустивший в 2007 году проект «Правда о Марике». Каждую неделю зрители и пользователи при помощи ключей, подсказок и теледебатов пытались найти пропавшую девушку Марику. В какой-то момент объявилась ее сестра и обвинила канал в спекуляции на частной жизни ее семьи. Позже оказалось, что сестра тоже была частью большой игры, захватившей всю Швецию и обеспечившей каналу зашкаливающие рейтинги и несколько телевизионных призов, включая «Эмми».


Социальные проекты

Социальные проекты пытаются рассказать истории простых людей по всему миру (причем иногда сам пользователь может оказаться героем своей истории) или стремятся принести реальную пользу.

Так, финский канал YLE запустил кросс-платформу, в которой обычные люди приходят на городскую площадь и рассказывают перед камерой о том, что их волнует. Потом самые интересные истории показывают по телевизору, а оставшиеся (сейчас их около тысячи) можно посмотреть на сайте, отобрав ролик по герою, возрасту или теме (несправедливость/юмор/дети). Довольно нелепой историей поделилась даже жена финского премьер-министра. Сейчас канал занимается разработкой проекта, в котором не будет ничего, кроме лиц людей в 3D, — оказалось, что смотреть на реальных людей не менее увлекательно и познавательно, чем на актеров в кино.

В еще одном подобном проекте Highrise/Out of my Window в режиме 360° сняты семьи из разных стран по всему миру, которые живут на последних этажах высоток (можно, например, выглянуть из окна и послушать, как кудахчут куры во дворе музыканта из Гаваны).

Подобных проектов много и они имеют необыкновенный успех у публики: люди хотят видеть таких же обычных людей, как они, — реальные искренние истории вызывают у них ответные эмоции. Знаменитости и члены правительства на телеэкране пробуждают в зрителях комплекс неполноценности, а социальные проекты показывают им, что они в силах что-то изменить — они могут участвовать в форумах, присылать свои истории, жертвовать деньги, работать волонтерами.

Проект ARTE GazaSderot — о четырнадцати израильтянах и палестинцах, живущих на границе с палестинскими территориями. История одной войны рассказана через жизнь людей по обе стороны границы — можно выбрать героев по лицам, по карте, по дням съемок, по темам.

Проект Help Me Investigate понравился бы как Ассанжу, так и Навальному. В нем пользователи делятся результатами своих расследований (в областях медицины, образования, защиты данных, налоговой системы и т.п.) и помогают друг другу в уже существующих делах.


Технологические проекты

Получивший десятки призов Collapsus совмещает в себе игровой, документальный фильм и интерактивную игру — для того, чтобы в увлекательной форме рассказать зрителям о проблемах грядущего энергетического коллапса.

The Age of Stupid — проект о способах борьбы с глобальным потеплением. В него входят документальный фильм и интерактивный раздел, который помогает уменьшить личное потребление углекислого газа на десять процентов. 450 000 фунтов на проект были собраны с помощью краудфандинга: 223 человека получили условные доли от прибыли, и проект был спасен от давления со стороны продюсеров.

В России подобных кросс-платформ не существует. О них знают в основном документалисты, которые ездят на западные фестивали и тренинги — едва ли не на каждом таком тренинге лекторы неожиданно для участников переключатся на восторженный рассказ о будущем кросс-медиа.

Однако постепенно информация все же появляется. В октябре в Петербурге проходил очередной Generation Campus, включивший в свою программу несколько лекций, на которых западные продюсеры с горящими глазами рассказывали о возможностях кросс-платформ. Одну из них вел генеральный директор берлинской компании NORmALUMMixed Realities Хервиг Копп, который настолько увлекся идеями кросс-платформ, что забросил нейротехнологии и дизайн. Термина «кросс-платформы» энергичный Хервиг старательно избегает, предпочитая называть увлекшее его явление «транс-медиа».

На вопрос, почему он решил заняться транс-медиа и теперь путешествует по миру, рассказывая об их необыкновенных и еще далеко не полностью изученных возможностях, Хервиг отвечает: «Я настоящий фанат транс-медиа: они дают огромное поле для экспериментов. Я не планирую делать бизнес, мне просто интересно рассказывать истории с помощью новых технологий, таким образом спасая документальное и авторское кино от вымирания. Документалисты уже искренне полюбили транс-медиа — благодаря им можно представить весь отснятый материал, не дожидаясь конца съемок, не подгоняя фильмы под телевизионный формат и не дожидаясь, пока одинокий зритель забредет в кинотеатр и купит билет. Транс-медиа — это всегда совместная работа, даже если в ней участвуют непрофессионалы, как в проекте Тима Бертона, в котором пользователи твиттера создавали настоящую «народную» сказку. Искусство это или нет, не мне решать, но перспективы тут многообещающие, ведь многие проекты стремятся принести пользу — как, например, эстонская общественная кампания Let's Do It, когда люди объединились и за один день очистили всю Эстонию от нелегальных свалок мусора (в акции приняли участие 60 000 волонтеров) или проект Conspiracy for Good».

Среди многочисленных положительных комментариев на Conspiracy for Good (интерактивная игра в Лондоне, в ходе которой пользователи помогали реальной африканской девушке победить выдуманных злодеев и построить реальную детскую библиотеку в Замбии) на Youtube затерялся и одинокий ироничный отзыв русского пользователя papamishka: «Это самый нелепый сюжет, который когда-либо видел. Нас такими страшилками в советской школе пугали».

Однако Хервига таким русским отзывом не запугаешь. Не сильно он расстраивается и вялой реакции российской аудитории как на лекции, так и на мастер-классе, где Копп предлагал молодым кинематографистам придумать собственный транс-медиа проект. Похоже, он вообще настроен на конструктивный лад: «В России много визионеров, просто надо, чтобы их услышали, чтобы они смогли увлечь своими идеями большую аудиторию и сделали это профессионально — не занудно, как учитель в школе, а весело, как геймер. Люди будут счастливы выглянуть из своих мирков и поучаствовать в чем-то важном и значимом, сделать что-то хорошее во имя благородной цели. И тогда все начнет расти как снежный ком и может привести к настоящим серьезным изменениям — как в арабских странах, где революцию организовали в социальных сетях. Если большая группа людей договорится между собой, что им пора разозлиться, если люди по-настоящему разозлятся и выйдут на улицы, то, возможно, они смогут что-то сделать с тем, что их злит. Вдруг у вас получится?»​

КомментарииВсего:1

  • nebrosko· 2011-11-24 02:02:21
    спасибо, Анастасия.
    какой-то невероятный материал.
Все новости ›