О жанре писали как о «мужской мелодраме», где мужчина в конечном итоге утверждает свою маскулинность тем, что отказывается от роковой женщины и остается один.

Оцените материал

Просмотров: 77588

Откуда взялся неонуар?

Анжелика Артюх · 08/04/2011
АНЖЕЛИКА АРТЮХ выясняет, каким образом трансформировался жанр, и приходит в выводу, что неонуар – это что-то вроде громадной культурной памяти

©  Warner Bros. Pictures

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию бритвы»

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию бритвы»

Не так давно в Санкт-Петербурге прошел фестиваль «Film Noir: Другая сторона Голливуда», на котором были показаны не только классические нуары, но и более современные образцы жанра, которые принято называть неонуарами. О новых трансформациях американского «черного фильма» размышляет АНЖЕЛИКА АРТЮХ.

В современном американском кино почти не найти образцов чистого жанра. Что ни посмотришь — то ужастик с примесью комедии, то фантастика, прикидывающаяся шпионским триллером, то фильм-катастрофа в обнимку с мелодрамой. Жанры стремятся к гибридизации, и причин этому много. С одной стороны, производители современных фильмов думают, что выгоднее делать гибриды — потенциально они могут собрать больше зрителей. С другой — подобные процессы свидетельствует о том, что кинокультура сполна познала постмодернизм, который позволял авторам одинаково легко заимствовать приемы и смыслы из самого широкого контекста.

Есть и еще одна причина стремления современного кино к гибридизации. Эта причина заложена в онтологии жанрового произведения. Любой жанр основан на формуле и системе конвенций. Каждый раз нужно приложить немало усилий, чтобы, во-первых, переизобрести эту формулу и тем самым удивить новыми поворотами, а во-вторых, соблюсти конвенции так, чтобы добиться нужных эмоций у зрителя — чтобы он не чувствовал себя обманутым. Комедия должна смешить, детектив — давать разгадку тайны, триллер — вызывать нервную дрожь, нуар — создавать мрачную атмосферу коррумпированных городских джунглей, в которых человек не может ни на кого положиться. Но проблема в том, что с каждым годом развития любого жанра все сложнее и сложнее придумывать эти новые формульные ходы. За век уже, кажется, все перепробовано. Как следствие, создатели фильмов то и дело обращаются к соседним жанрам, заимствуя их черты для трансформации своих формул.

©  Bergman Lustig Productions

Кадр из фильма «Кирпич»

Кадр из фильма «Кирпич»

Вышесказанное во многом объясняет появление неонуаров, которые чаще всего представляют собой жанровые гибриды и трансформации. «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта соединяет нуар с научной фантастикой, «Основной инстинкт» Пола Верхувена — с софт-порно, «Секреты Лос-Анджелеса» Кертиса Хэнсона — с полицейским фильмом, «Кирпич» Райана Джонсона — с подростковой драмой, «Город грехов» Роберта Родригеса — с комиксом, «Роковая женщина» Брайана Де Пальмы делает нуар сюрреалистическим. И так далее.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:45

  • yusev-alexei· 2011-04-08 18:46:26
    "Итак, неонуар — это что-то вроде громадной культурной памяти, содержащей в себе не только структуры сюжетов, приметы стиля ... но и самый широкий контекст мирового кино и культуры — от сюрреализма до комикса и научной фантастики."

    В это предложение/вывод из статьи, можно вместо слова "неонуар" подставить любой другой стиль. Так стоило ли выделять как отдельный жанр "жанровый гибрид"?

    Почему-то, при всей попытке обозначить "неонуар" не сказан ни слова о том, что в этом стиле (как и в нуаре) нет положительного героя. И этому условию не следуют некоторые фильмы, записанные автором в новые образцы стиля. Например, "Особое мнение" не является таковым, так как персонаж Тома Круза вполне себе положительный герой, несправедливо оболганный. Правда я нашел одну статью в иностранной прессе, где "Особое мнение" называют "неонуаром", правда, по некоторым признакам. Не стоит доверять автору таким "источникам"
    http://www.mediacircus.net/minorityreport.html
  • Vladimir Zakharov· 2011-04-08 20:16:20
    1. нуар не жанр
    2. если нет определенности с тем что такое нуар, то нет ее и с тем что такое неонуар - раньше фильмы "Китайский квартал" и фильмы Мелвиля называли пост-нуарами в силу того, что они как-то сдвигали и смешивали классические каноны, а неонуаром был цикл 80х-90х годов, какое-нибудь "Последнее соблазнение" или "Убей меня снова" где каноны старались не переработать, а повторить близко к оригиналу. более современные реинкарнации это уже еще одна история.
    3. смешение жанров и использование приемов, характерных для одних жанров, в фильмах других жанров происходило во всем голливудском кино 50-х, не только в "нуарах". убийства в комедиях, комические и музыкальные эпизоды в вестернах, да все что угодно
    4. поиск идентичности в нуаре и поиск самого себя обычный сюжет см. фильмы Dark Passage или Black Angel. это конец 40-х, это не Алан Паркер открыл.
    5. нуары про расизм и национализм были в "классический период", другое дело что я навскидку не вспомню, чтобы там был негр детектив.

    + еще несколько неточностей
  • lvenok· 2011-04-08 20:47:52
    Разговоры о том, что нуар -стиль, остались в 70-е. Мы имеем дело с трансжанровым феноменом, который за время своей эволюции наработал устойчивые черты. Об этом статья.
    Никто и не спорит, что смешение жанров характерно для Голливуда с давних времен, просто в неонуарах это становится отчетливо видимым принципом.
    У вас, видимо, любимое занятие обнаруживать неточности. Гораздо продуктивнее было бы предложить свою концепцию.
Читать все комментарии ›
Все новости ›