Это безбюджетное кино про золотоискателей на Аляске, снятое на берегу подмосковной речки.

Оцените материал

Просмотров: 30706

Красные вестерны

Мария Кувшинова · 27/01/2011
Европа и Америка открывают для себя приключенческое кино СССР из соцлагеря
 

 

26 января начался фестиваль в Роттердаме, 28-го стартует Гетеборгский международный кинофестиваль. Оба киносмотра объединили свои силы для проведения ретроспективы «Красные вестерны» — в ней будут показаны фильмы, снятые в Советском Союзе, Румынии, Чехии, ГДР и Болгарии. Консультантом программы стал российский киновед Сергей Лаврентьев — именно его книга «Красный вестерн» («Алгоритм», 2009) подсказала роттердамскому куратору Людмиле Цвиковой идею и название ретроспективы (впервые программа Сергея Лаврентьева «Вестерн под красным знаменем» была показана на «Кинотавре» в 2002-м году).

Изобретение красного вестерна было в некотором смысле неизбежностью, он стал зеркальным отражением вестерна американского, полузапретного, но бесконечно привлекательного. Декадентскому империалистическому жанру противопоставили его социалистический антипод — с правильным набором положительных и отрицательных героев. «На деле получилась яркая альтернатива серым картинам, снятым в манере так называемого соцреализма, — говорит Цвикова. — В СССР эти фильмы пользовались бешеной популярностью, особенно в 1960—1970-е годы».

Первым советским вестерном, скорее всего, является картина Ивана Перестиани «Красные дьяволята» (1923) — экранизация повести Павла Бляхина, заново переснятой в 1967 году. Именно в этом первом, немом фильме (озвученном в 1943-м) были установлены исторические и содержательные границы красного вестерна — первые послереволюционные годы, борьба за установление советской власти. Другим пионером жанра Лаврентьев называет Льва Кулешова, который был поклонником вестернов и в больших количествах показывал их своим студентам в Государственной школе кинематографии (позднее ставшей ВГИКом). 

©  Гетеборгский международный кинофестиваль

Кадр из фильма «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»

Кадр из фильма «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»

Вошедший в роттердамскую программу фильм «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) — своего рода лабораторная работа кулешовского курса, снятая, как только в распоряжении преподавателя и его студентов наконец появилась кинопленка. Порфирий Подобед и Борис Барнет, играющие консервативного американца мистера Веста и его верного слугу ковбоя Джедди, пародируют Гарольда Ллойда и Дугласа Фербенкса, а помимо пропагандистских и формальных задач Кулешов решал еще и вполне гуманистическую: он надеялся своей работой преодолеть растущее недоверие между двумя странами. Еще одна работа Кулешова — фильм «По закону» — закрывает программу (копия восстановлена Австрийским музеем кино и будет демонстрироваться в живом сопровождении музыки Франца Райзекера) и к жанру вестерна относится совсем условно: ее сценарий написан Кулешовым и Шкловским по мотивам рассказа Джека Лондона «Неожиданное». Это практически безбюджетное кино про золотоискателей на Аляске, снятое на берегу подмосковной речки, однако и в нем отчетливо различимо влияние как «Золотой лихорадки» Чаплина, так и «Алчности» Эриха фон Штрогейма и картин Джона Форда.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›