Самое страшное знаете что? В «Изображая жертву» главный герой говорил: «Русское кино в жопе, только Федя Бондарчук – прикольный чувак». Ребят, ведь и Федя уже не прикольный чувак.

Оцените материал

Просмотров: 25621

От кого не зависит русское независимое кино?

19/10/2009
Чем наше кино похоже на «АвтоВАЗ» и надо ли наркоману слезать с иглы государственной финансовой поддержки

Имена:  Антон Мазуров · Армен Бадалян · Артем Васильев · Евгений Гиндилис · Наталья Мокрицкая · Павел Бардин · Сабина Еремеева

©  Евгений Гурко

От кого не зависит русское независимое кино?
OPENSPACE.RU публикует материалы круглого стола «Хороший год: кризис и его последствия в российском кино», который прошел в рамках Tomorrow Generation Campus фестиваля «Завтра». В нем приняли участие производители и прокатчики арт-кино (то есть фильмов, которые хорошо идут на кинофестивалях и плохо — в кинотеатральном прокате): САБИНА ЕРЕМЕЕВА («Марс», «Путешествие с домашними животными», «Короткое замыкание»), НАТАЛЬЯ МОКРИЦКАЯ («Изображая жертву», «Юрьев день»), ЕВГЕНИЙ ГИНДИЛИС («Муха»), АРТЕМ ВАСИЛЬЕВ («Бумажный солдат», «Дау»), ПАВЕЛ БАРДИН («Россия 88»), а также артхаусный дистрибьютор с десятилетним стажем АНТОН МАЗУРОВ, недавно объявивший о своих продюсерских планах. Обсуждая самые разные случаи из своей практики (от господдержки на прокат до негласного запрета на коммерческие показы), кинематографисты в общем и целом пришли к одному и тому же выводу: надо что-то делать, иначе независимого кино у нас в стране не будет (и это «что-то» во многом относится к содержанию самих фильмов).

Следует оговориться, что «независимый» в данном случае — скорее оценочная категория, чем экономическая реальность: все участники круглого стола (кроме разве что Бардина) в том или ином роде зависят от денег Госкино. И именно по этому вопросу мнения разделились полярно: одни считают, что без государства не выжить, другие уверены, что бюджетные деньги — смертельный порок российского кино, особенно отчетливо проявившийся именно во время кризиса.

Анна Гудкова (модератор): В прошлом году многие говорили о том, что независимым кинематографистам выживать будет труднее всего, потому что производители блокбастеров так или иначе организуют себе доступ к государственным деньгам и к средствам крупных инвесторов. Что на самом деле происходило в течение этого года? Удалось ли снять фильмы и произошло ли это потому, что они были запущены до кризиса? Или потому, что кризис ударил по вам не настолько сильно?

Сабина Еремеева: «Короткое замыкание» задумывалось в конце 2006 года. Первым, в августе 2007 года, свой фильм сделал Кирилл Серебренников, последние съемки прошли в октябре 2008-го. Проект задумывался как малобюджетный — себестоимость короткометражек казалась привлекательной. На деле он оказался более затратным — пять съемочных групп работали параллельно; в итоге фильм стоил 900 тысяч. Мы получили господдержку в прокате, не могли не воспользоваться ситуацией и печатаем аж пятьдесят копий. Это чистый эксперимент, денег на поддержку нет. Проект оказался настолько коммерчески привлекателен, что на сентябрьском Кинорынке его показывали в десять утра в последний день, и мне было неловко перед теми несколькими кинопрокатчиками, которые сидели в зале. Тем не менее есть люди и с Украины, и из Прибалтики, которые готовы прокатывать этот фильм.

Что меня беспокоит в последнее время, так это огромная дистанция между нами, создателями фильмов, и аудиторией. И второй момент — наше место в контексте мирового кино. «Короткое замыкание» успешно прошло в Венеции, но интерес к русскому кино практически отсутствует. «Бумажный солдат», несмотря на прошлогодний успех, — Артем расскажет, — по-моему, даже не куплен на Италию. Статьи, рецензии, приглашения на фестивали — все это происходит, но я говорю о коммерческой составляющей. Механизм государственного финансирования именно такого кино фактически отсутствует — как ему выживать, какова должна быть его себестоимость? Наше отсутствие в конкурсах по крайней мере больших фестивалей я себе объясняю так: любая подобная кинематография воспринимается как прогосударственная, но у нас отсутствует лоббистский орган. Поэтому могут быть отдельные удачные фильмы, но как система это не работает, и мы не можем полноценно пробиться на авторский рынок.

Надо сказать, что мой предыдущий фильм, «Путешествие с домашними животными», не был представлен на крупных западных фестивалях, но благодаря мелким имел успех и продавался там гораздо лучше, чем в России. У нас никто не захотел его выпустить, я сама напечатала пять копий, договорилась с «Парадизом» — цель была просто как-то пообщаться со зрителем. В Польше, в Италии у нас выходило в прокат порядка 10—15 копий.

Год прошел тревожно, в вечном стрессе и страхе: «Что же мы будем делать дальше?» Я для себя и для своей небольшой компании не нашла никакого ответа. Может быть, благодаря вам я отвечу на свои личные вопросы.

Мария Кувшинова (OPENSPACE.RU): Можно уточнение? У вас на «Коротком замыкании» государственная поддержка была на стадии производства или только на печать копий денег дали?

Еремеева: Была господдержка в производстве — часть суммы. Часть я вложила из собственных денег, часть просто заняла. Невозможно без господдержки в первую очередь с коммерческой точки зрения — в нашей стране сейчас вернуть объем затрат больше чем на $300 тыс. просто невозможно.

Кувшинова: А показ фильма на открытии «Кинотавра» вам что-то дал? Был выхлоп?

Еремеева: Да, нас обсуждали в Думе (смех в зале). Был резонанс, были какие-то реакции, в том числе человеческие, — в этом смысле «Кинотавр» является лакмусовой бумажкой киносообщества. После выступления Говорухина в Госдуме очень многие, в том числе и чиновники, просили посмотреть фильм. Возник ажиотаж в прессе — мне и режиссерам звонили и говорили: «Мы под вас оставляем полосу — ответьте!» А что, собственно говоря, отвечать? Некоторые хотели что-то сказать, но я их разубедила. Это ведь отчасти поколенческий вопрос. Я их спрашивала: «А вы как относитесь к фильмам Говорухина?» У режиссеров, у творцов это всегда взаимно. Да, он выступает в Думе, а вас туда пока не зовут — и слава богу.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • i1g2o3r4· 2009-10-22 21:53:53
    Независимого кино не бывает . Ни от больших , ни от малых денег . Самим фактом созданного произведения зависим художник . Другое дело - независимость взгляда на жизнь . Давайте по порядку . Надо честно признать , что КИНО у нас нет . Качественного настоящего продукта . Гарнир есть - а мяса нет . У нас всё выдаётся за кино - сериалы , ситкомы , красочные дорогостоящие поделки типа Адмирал , 1612 , Ночной Дозор и т . д . Всё это вызывает у деятелей кино творческое возбуждение , возгласы истерического безумия на грани нервного срыва . Никому эти победы в мире не нужны , кроме нас самих . Но давайте признаемся себе в нашей художественной несостоятельности , в нашей творческой незрелости . Создали швейную мастерскую , где проиглашённые операторы , монтажёры постановщики делают открытку-виньетку , компенсируя её драматургию , идею , сюжет . Таким фильмам не сопереживаешь , герои в них играют , но не живут . Драматургов у нас нет . Нет драматургов - нет идей ! Времена Вампиловых , Шпаликовых , Володиных , Луцика , Саморядова - канули в лету! Где их искать - одному Богу известно! Всё наше современное кино высосано из пальца . Кино должно что-то открывать .... Должно спорить , драться , кого-то возвышать , кого-то осуждать ! Отличаться живой несредственностью! Не просто изображать события , а раскрывать природу явлений . Большая правда жизни порой уступает место погоне за маленькими правдами , за мелкими подробностями. это ведёт к измельчению образов. Мысль не превращается в чувство . Знают как надо изготовить яичницу , знают что надо взять сковородку , не забыть посолить яичницу , - всё знают и всё делают , а яичница не получается , потому , что сковородка холодная . Нет Кино - нет зрителя! Я говорю сейчас не о зрителе , которго массированной телевизионной рекламой загоняют в кинотеатры! Уже , будучи купив билет , он не понимает как он сюда попал! Брызжит слюной! Посылая всех в одно весёлое место ! Сам был свидетель! Зрителя образованного мы потеряли . А воспитывать зрителя молодого нечем !Жизнь примеров не даёт . Нравственные ценности размыты , они стали предметом насмешок , моральных оскорблений , грубых циничных издевательств . Быть честным , справедливым , отважным , уважительным , с внутренним достоинством - стало занятием оскорбительным и малопривлекательным . Быть ловким , хитрым , расчётливым , коварным , лживым , циничным . Вот главные моральные приоритеты . Закосить под своего ! Пропираться на чём угодно! Стать своим в Мин культе! Много в современных творческих душах неискреннего , продажного , личностного себялюбия . Тщеславие любой ценой вы теснило здоровое желание честолюбия! Нет зрителя - нет кассовых сборов! Зачем мне такое Кино , которое не даёт ответов на то , что пороисходит в жизни! Где герои на киноэкране , которые своими поступками отвечают на мои душевные запросы ! Я хочу увидеть живого человека! Где Он! В Колонии строгого режима! Не дай Бог! Нет кассы - нет денег на Кино! Очередное . Пойдём в Минкульт - првда не все- и будем просить денег! Клянчить! Соять в очереди! Безнравственность этих денег в том , что их не надо возвращать . Ответственность только одна - вовремя отчитаться! Кстати это деньги налогоплательщиков! Народные деньги! И зритель имеет полное право спросиить - А где Кино! Каждый народ достоин того Кино , которое даёт им продюсер! Плохи наши дела! Нет режиссёров - нет личностей! Ау! Есть люди , делающие КИНО для фестивалей! А как же зритель! Может пора о нём подумать! ВСё-таки он своим кровным рублём голосует за ппрофпригодность российского режиссёра! Режиссёр для зрителя - а не зритель для режиссёра! Пора уже это понять! Там глядишь и на фестивали будет с чем поехать . Канны от нас ждут Кино самобытное с национальным орнаментом , с русской индентичностью! Русская душа , характер народа , жизнь страны - товар высокого покупательского спроса на мировом рынке КИНО! И не надо играть в Тарковского ! Будьте самими собой! Но надо не пропустить Гения! Он прийдёт . Нужно лишь терпение и время . И самое главное - критическое отношение к самому себе . К тому , что ты делаешь . Любить дело , а не себя в этом деле . Быть порядочным . Правдивым . Скромным . И в одежде и в мыслях . Любить Человека . Зрителя . Может тогда и что-нибудь получиться . С уважением ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
  • real-roid-klive· 2009-11-13 10:52:32
    i1g2o3r4 > вы, кажется, не туда написали.
Все новости ›