Оцените материал

Просмотров: 129469

Топ-7: детские мультики, которые понравятся взрослым

Владимир Захаров · 03/09/2009
К выходу «Рыбки Поньо» ВЛАДИМИР ЗАХАРОВ вспомнил некоторые детские мультфильмы, на которых не заснут и родители

Имена:  Брэд Берд · Джон Макинтайр · Крейг Маккракен · Ник Парк · Рене Лалу · Роберт Альварес · Хаяо Миядзаки · Чак Джонс

Кадра из мультфильма «Порко россо»

Кадра из мультфильма «Порко россо»

«Порко россо» (Porco Rosso). 1992
Режиссер Хаяо Миядзаки


Сложно не согласиться с отрядом первоклассниц, похищенных усатыми злодеями в самом начале фильма: воздушные пираты — это ужасно круто. Нечеловеческий облик героя (титульной свиньи на красном гидросамолете) и его сражения с пиратами — вот и вся детская половина сказки. В остальном история про свинью-антифашиста и политическую ситуацию на берегах Адриатического моря в 20-е годы прошлого века может показаться пятилетним поклонникам «Тоторо» и «Поньо» немного нудноватой. Для взрослых же — это очень хорошее нарисованное кино, стилизация под голливудские колониальные мелодрамы из сороковых («Касабланка», «Иметь или не иметь»). Главный герой — хряк в тренче: возможно, Хаяо Миядзаки так представлял себе Хамфри Богарта. Однако есть основания полагать, что в свинском образе он соединил своего кумира с собственным отражением — как Годар в образе Мишеля Пуакара в картине «На последнем дыхании».


«Шрек» (Shrek). 2001
Режиссеры: Эндрю Адамсон, Вики Дженсон


Кадр из мультфильма «Шрек»

Кадр из мультфильма «Шрек»

Некоторые родители не советуют показывать первого «Шрека» детям — в нем взрывают птичку, надувают лягушку и демонстрируют плохие манеры. Тем не менее уже не первое поколение растет на мультфильме про людоеда, осла и принцессу. В свое время именно «Шрек» задал новый голливудский стандарт анимации сразу и для детей, и для взрослых. То есть: побольше завуалированных шуток про секс, побольше цинизма, жестокости, ссылок на поп-культуру и цитат. Однако «Шрек» умнее своих последователей — включая собственные сиквелы. Деконструкцию сказочного диснеевского (судя по эпизодическим персонажам) мифа можно трактовать десятком способов. Например, как трагикомедию о запоздалом взрослении (именно эту тему сейчас эксплуатирует Джадд Апатов). Прагматик и злодей Фаркуад пытается повзрослеть через женитьбу (см. жабенок в «Дюймовочке»), а главный герой, жертва затянувшегося подросткового протеста, живет на болоте. Оба пытаются изгнать из своей реальности сказочных существ — напоминания о мультфильмах и детстве. В финале зеленый людоед снова оказывается на болоте, но в полной гармонии со сказочными существами (они даже поют вместе), то есть с детством. Он — типичный кидалт. На совести сценаристов также и озвученная в картине немного жуткая истина — все принцессы со временем прибавляют в весе и зеленеют.

«Бешеная утка» (Duck Amuck). 1953
Режиссер Чак Джонс


Кадр из мультфильма «Бешеная утка»

Кадр из мультфильма «Бешеная утка»

Даффи Дак — черный шепелявый селезень из мультфильмов Warner, появился в конце 30-х. Это была гиперактивная утка-дебил, подходящая для модного тогда глупого и прямолинейного слэпстика, комедии потасовок. Во времена «золотого века» голливудской анимации разделения мультфильмов на детские и взрослые как такового не существовало — их показывали в кинотеатрах перед обычными сеансами, вместе с хроникой и комическими короткометражками. У художников было широкое поле для экспериментов, и слэпстик сменили более содержательные истории. Глупость превратилась в комедию нонсенса. Даффи Дак с помощью режиссера Чака Джонса и сценариста Майкла Мэлтиза эволюционировал в трагического персонажа с настоящей философской глубиной. В мультфильмах начала 50-х, где он появлялся вместе с кроликом Багзом Банни, селезень играл униженного мелкого червяка, то есть среднего человека, который изо всех сил, но безуспешно пытается сравняться с идеалом — Багзом, богом в этой парадигме. В «Бешеной утке», по воле невидимого аниматора-кролика, Даффи стремительно и без подготовки переходит из одной непривычной реальности в другую. У него пропадает голос, сверху экзистенциальной пустотой прямо на голову сваливается черная рамка кадра. И так до тех пор, пока утка под ударами божественного карандаша полностью не потеряет свою идентичность.




«Суперсемейка» (The Incredibles). 2004
Режиссер Брэд Берд


Кадра из мультфильма «Суперсемейка»

Кадра из мультфильма «Суперсемейка»

Фрустрированный отставной супергерой, мистер Исключительный, и его не очень счастливая семья — не самые типичные персонажи для полнометражных фильмов киностудии Pixar. До них были жуки, игрушки, рыба, шкафные и подкроватные монстры — в общем, не люди. Проект принес на студию Брэд Берд — после закрытия анимационного подразделения Warner. Опыт работы с «ворнерами» (в том числе неудачный прокат его предыдущего мультфильма «Стальной гигант») режиссер отразил в начале картины: мистер Исключительный тратит свои сверхспособности на перекладывание бумажек в тесном загончике офиса страховой компании. Брэд Берд мог не делать «Суперсемейку» в 3D, а нарисовать, слепить из пластилина, снять с живыми актерами или выложить из спичек — и фильм бы ничего не потерял (чего нельзя сказать о других старых картинах Pixar, например про ту же рыбу или тех же монстров). Состоялся фильм во многом благодаря технологии (реалистичная трехмерная вода и отлично отрендеренный мех рогатого медведя Салливана). Но уже сейчас вся эта графика страшно устарела, а вот великолепной и личной истории Брэда Берда скоропортящиеся пиксели почти не страшны.


«Суперкрошки: Встречайте The Beat-Alls»
(The Powerpuff Girls — Meet The Beat-Alls). 2001
Режиссеры: Крейг Маккракен, Роберт Альварес, Джон Макинтайр


Кадр из мультфильма «Суперкрошки»

Кадр из мультфильма «Суперкрошки»

Cериал про трех летающих пучеглазых девочек — редкий действительно детский проект канала Cartoon network образца 90-х. Там есть и серии о том, как быть, если доктор прописал очки, а в детском саду все над тобой смеются, и множество эпизодов c методическими советами по воспитанию уверенности в себе. Поначалу аниматор Крэйг Маккракен, скрещивая аниме с классикой Warner и Hanna-Barbera, всерьез не рассчитывал на успех у аудитории четырехлеток (первая серия первого сезона была про нашествие тараканов-убийц). Но малыши оценили сверстниц-супергероев, и режиссеру пришлось соответствовать. Правда, иногда Маккракена прорывало. Один из самых ярких примеров — серия «Встречайте The Beat alls». Конгломерату злодеев (сверхумная лабораторная обезьяна Моджо Джоджо, Принцесса — наследница миллионов, деревенщина Лампкинс и сам Сатана — в сериале это красный рак-трансвестит, которого зовут просто ОН) удалось, наконец, победить девочек. Весь эпизод, как следует из названия, представляет собой оммаж The Beatles. В нем краткая история группы от зарождения до распада. Отражен и феномен «битловского кино», а половина реплик персонажей — цитаты из песен.


«Властелин времени» (Les maîtres du temps). 1982
Режиссер Рене Лалу


Кадр из мультфильма «Властелин времени»

Кадр из мультфильма «Властелин времени»

Фильм великого французского аниматора Рене Лалу о мальчике на далекой планете Мортус (во французском оригинале — Пердид), и о космических путешественниках, которые спешат к нему на помощь, идеально расслаивается на взрослую и детскую половины. Ребенок увидит смешных инопланетных зверей, похожих на гигантских долгоносиков; шарообразных гномов-телепатов; летающие лотусы и светящиеся деревья, но не заметит ужасов и смертей (по крайней мере в 1986-м, когда фильм вышел в советский прокат, в школах обсуждали в основном долгоносиков). Для взрослого зрителя — это философская сказка об относительности жизни и смерти, с характерным для фантастики второй половины XX века жутковатым сюжетом о вреде идеологий, прежде всего коммунизма и почему-то христианства. В мультфильме космические путешественники по дороге на Мортус заворачивают на планету Гамма-десять. Там живут белые ангелы без лиц, у которых есть привычка тащить гостей к источнику единомыслия и совершенства. Источник любого превращает в ангела-марионетку — победить его может только ненависть и самоубийственное самоотречение.


«Неправильные штаны» (The Wrong Trousers). 1993
Режиссер Ник Парк


Кадр из мультфильма «Неправильные штаны»

Кадр из мультфильма «Неправильные штаны»

Все короткометражки Ника Парка про изобретателя Уоллеса и его собаку Громита, а также полнометражный фильм «Проклятье кролика-оборотня», на первый взгляд используют одни и те же приемы. У Уоллеса что-то ломается, Громит — чинит, в середине фильма небольшой триллер с цитатами, в конце комическая погоня. Но «Неправильные штаны» — самая лучшая серия. В ней Ник Парк доводит свою технику до совершенства, не перенасыщая историю лишними гэгами и персонажами. Кроме триллера про ограбление музея и сцены погони с перестрелкой на крыше поезда (поезд, правда, игрушечный), здесь у Парка единственный раз появляется настоящая реалистическая драма в английской традиции. Уоллес относится к Громиту потребительски, на день рождения цинично дарит псу ошейник («Теперь похоже, что у тебя есть хозяин»), изменяет другу с пингвином-прохиндеем и сам способствует выселению Громита на улицу. Про этих героев сам Майк Ли не сделал бы драмы лучше.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • nazaemon· 2009-09-03 22:16:25
    встречайте The Beat-alls тоже есть на ютюбе вот здесь http://www.youtube.com/watch?v=QMQvIcVvwK4
  • openmouth· 2009-09-06 02:17:43
    Уолеесс и Громит -- потрясающе шикарны
  • peejay· 2009-10-23 00:59:23
    В далеком, этак 83 году ходили с товарищем, на каникулах, раз пять посмотреть "Властелины времени". Фильм потряс нашу детскую психику и, думаю, повлиял на дальнейшую жизнь.
Читать все комментарии ›
Все новости ›