Оцените материал

Просмотров: 63330

Топ-10: мюзиклы

Дмитрий Комм · 07/07/2009
Главный специалист по музыкальным фильмам отобрал для OPENSPACE.RU самые экстравагантные, галлюциногенные и сюрреалистические мюзиклы

Имена:  Алан Джей Лернер · Басби Беркли · Боб Фосс · Брижит Бардо · Виктор Флеминг · Винсенте Минелли · Грейс Чан · Жанна Моро · Кен Рассел · Лайза Минелли · Лесли Карон · Луи Маль · Майкл Йорк · Мервин Лерой · Сесиль Б. Де Милль · Чарльз Уолтерс

©  Neue Visionen Filmverleih

Кадр из мюзикла «Волшебник страны Оз»

Кадр из мюзикла «Волшебник страны Оз»

Признаюсь честно, я ненавижу мюзиклы. Большинство из них представляют собой отвратительный буржуазный гламур в чистом виде. Смотреть среднестатистический мюзикл — все равно что листать Vogue вперемешку с журналом «Дизайн и интерьеры». Как можно без содрогания созерцать Одри Хэпберн в «Забавной мордашке»: гладенькое, кокетливо улыбающееся, старающееся всем понравиться существо с мордочкой как у мопса (по замечанию Софи Лорен) и в непременных костюмчиках от Живанши? Ходячее воплощение хорошего вкуса — неслучайно все девушки из добропорядочных семей стремились быть на нее похожими.

Но были среди создателей мюзиклов и те, кто — инстинктивно или сознательно — понимал: искусство начинается там, где заканчивается буржуазный «хороший вкус». По стечению обстоятельств, а также благодаря деятельности гениального продюсера Артура Фрида большинство из них собрались в 30—50-е годы на студии «Метро Голдвин Майер». Эти люди снимали мюзиклы, которые невозможно было спутать с картинами других студий: зрелища причудливые и даже иногда несуразные — гротескный микс итальянской оперы и бульварного кабаре 20-х годов. Эти фильмы пребывали за гранью любых представлений о реальности, здравом смысле и чувстве меры, а их герои видели галлюцинации чаще, чем персонажи картин немецкого экспрессионизма. Позднее именно мюзиклами MGM вдохновлялись Федерико Феллини и Кен Рассел, в них и по сей день черпают идеи режиссеры вроде Педро Альмодовара и Франсуа Озона.

По сути, все мюзиклы делятся на две неравные группы. Первая — это те, что снимались в эпоху Золотого века Голливуда на студии MGM. Их много, и выбрать лучшие попросту невозможно. Поэтому я назову пятерку наиболее экстравагантных. Вторая группа — все остальные. Выбирать среди них легко, поскольку картины, сопоставимые с эмджиэмовскими, можно перечесть по пальцам. Они и составляют вторую пятерку. В распределении фильмов внутри пятерок нет никакой табели о рангах, они выстроены просто по годам создания.

ПЯТЕРКА №1: MGM

«Мадам Сатана» / Madam Satan (США, 1930)

©  MGM

Кадр из мюзикла «Мадам Сатана»

Кадр из мюзикла «Мадам Сатана»

В конце 20-х годов ведущий режиссер «Парамаунта» Сесиль Б. Де Милль насмерть поругался с главой студии Адольфом Цукором, результатом чего и стало неожиданное возникновение Де Милля на MGM, где он поставил единственный в своей карьере мюзикл. Этот фильм, снятый на заре звукового кино, заложил основы фантасмагорического стиля будущих мюзиклов MGM. Сюжет о светской даме, мечтающей вернуть в лоно семьи своего чрезмерно любвеобильного мужа, служит лишь поводом для демонстрации грандиозной вечеринки, происходящей на... дирижабле. Программа вечеринки включает: аукцион девушек в костюмах, которые заставили бы позеленеть от зависти Феллини, гротескный «Механический балет», которого очень не хватает в «Метрополисе» Ланга, и финальную авиакатастрофу, в ходе которой дирижабль раскалывается пополам, и все персонажи, в разной степени обнаженности, летят вниз (не забыв, правда, захватить парашюты). Те, кто видел сцену «эвакуации» пассажиров с разваливающегося дирижабля, никогда уже не смогут смотреть «Титаник» без смеха. Большая часть гэгов, вроде приземления героини в костюме из страусиных перьев прямо в центр мужской бани, находятся за гранью хорошего вкуса, превращая эту картину в подлинный шедевр кэмпа.

«Волшебник страны Оз» / Wizard of Oz (США, 1939)

©  Neue Visionen Filmverleih

Кадр из мюзикла «Волшебник страны Оз»

Кадр из мюзикла «Волшебник страны Оз»

Краеугольный камень современного мюзикла — не фильма-ревю, состоящего из кое-как связанных между собой музыкальных номеров, а цельного драматического действа, где песни и танцы служат развитию сюжета и характеров. Но еще важнее, что сделано это было путем открытого превращения мюзикла в фантастический жанр. Экранизация одноименной сказки Фрэнка Баума была фэнтези-мюзиклом с психоделическими красками и «фирменным» для MGM веселым безумием; чего стоит одна только поющая массовка из 125 карликов, изображающих население страны жевунов, или бескрайнее одурманивающее маковое поле, «выращенное» прямо в павильоне студии. Не говоря уже о знаменитой кирпичной дороге цвета яичного желтка. Над этим сюрреалистическим эпосом трудились аж четыре режиссера (помимо заявленного в титрах Виктора Флеминга, в съемках участвовали еще Ричард Торп, Кинг Видор и Джордж Кьюкор) и два продюсера — Марвин Лерой и Артур Фрид (именно он, кстати, настоял на том, чтобы взять на главную роль Джуди Гарленд). В 60-е годы «Волшебника» заново открыли хиппи, которые сразу же поняли: этот фильм про них и про то, как правильно употреблять ЛСД. С тех пор он и пользуется неувядаемой культовой славой.

«Иоланда и вор» / Yolanda and the Thief (США, 1945)

©  MGM

Кадр из мюзикла «Иоланда и вор»

Кадр из мюзикла «Иоланда и вор»

Винсенте Минелли — заблудившийся во времени денди, который странным образом перекочевал в Голливуд 40-х годов прямиком из эпохи Уистлера и Бердслея — после успеха первых своих картин получил свободу действий и моментально нахулиганил. Уже в самом начале фильма камера панорамирует по двору женского монастыря и въезжает в окно бани, где моются монахини. Фред Астер играет жулика, который хочет нагреть на крупную сумму богатую наследницу, и, поскольку эта девушка невероятно набожна, он выдает себя… за ее ангела-хранителя! Для встречи героини с лже-ангелом художница Айрин Шарафф создала черное полупрозрачное кружевное платье; актриса Люсиль Бремер была под этим платьем голой, и ее обнаженная плоть самым непристойным образом просвечивает сквозь траур. Центральную сцену сна главного героя Минелли стилизовал под картины Дали, бросив вызов вышедшему в том же году «Завороженному». Но, в отличие от Хичкока, Минелли делал свою стилизацию в цвете, что намного сложнее. Под финал режиссер предложил аудитории неоднозначный оптический трюк: Астер и Бремер танцевали в музыкальном номере Coffee Time на полу, расчерченном волнообразными черными и белыми полосами, что вызывало дезориентацию зрительского взгляда и даже — у особо чувствительных — приступы морской болезни. Чувствительных оказалось много: фильм вызвал скандал и бурное обсуждение в прессе.

«Хрустальная туфелька» / The Glass Slipper (США, 1955)

©  MGM

Кадр из мюзикла «Хрустальная туфелька»

Кадр из мюзикла «Хрустальная туфелька»

По-хорошему бредовая версия «Золушки», где героиня не невинный ангелочек, а трудный подросток. Золушка ходит босиком, ругается со сводными сестрами, дерется с другими детьми и, встретив принца, не танцует с ним, а сталкивает его в озеро. Лесли Карон, чумазая с ног до головы, одни глаза сверкают, превращает свою героиню в затравленного маленького эльфа, ведущего трагикомическую борьбу за право быть не таким, как все. Вместо феи-крестной здесь — безумная старуха-клептоманка, разговаривающая на птичьем языке в духе персонажей Льюиса Кэрролла. Хореографом картины был Ролан Пети, который поставил для своей ученицы (и, по слухам, любовницы) Карон роскошные мини-балеты, минут по десять каждый. Один из них представляет собой фантазию влюбленной девушки и заканчивается танцем Лесли Карон на гигантском торте. Другой — сцена смерти Золушки в финале: данс макабр с участием некой египетской принцессы, римских легионеров с зелеными лицами и злых колдунов, которые зомбируют принца, заставляя его забыть Золушку. Умирающая Золушка — такое было возможно только в мюзикле MGM! За все это безобразие режиссер Чарльз Уолтерс, Пети и Карон заслуживали порки, которая была произведена немедленно: фильм, истолкованный публикой лишь как результат странной причуды звезд, провалился в американском прокате.

«Жижи» / Gigi (США, 1958)

©  Photo12 / AFP

Кадр из мюзикла «Жижи»

Кадр из мюзикла «Жижи»

Возможно, самый красивый и уж точно самый циничный мюзикл в истории кино. Дело происходит в Париже эпохи fin de siecle, где пятнадцатилетнюю Жильберту заботливые бабушка и тетка, обе — бывшие куртизанки, готовят к тому, чтобы она пошла по их стопам, а в конце буквально сдают в аренду богатому бездельнику Гастону. Из пикантной безделушки — одноименной повести Колетт — Винсенте Минелли и его постоянный сценарист Алан Джей Лернер сделали комедию нравов в духе Оскара Уайльда. Персонажи изъясняются афоризмами: «Дурные манеры за столом разрушили больше браков, чем измены»; «Земля может быть и круглая, но все, что на ней — плоско»; «Всегда приятно видеть, как богатые наслаждаются комфортом бедняков». Однако кодекс Хейса еще никто не отменял, и фильм про растление несовершеннолетней мог обойтись его создателям очень дорого. Поэтому «Жижи» — образчик sophisticated comedy, где ничего не говорится впрямую, но все всем понятно.

И, разумеется, визуальный стиль Минелли торжествует безгранично. В отличие от его предыдущих мюзиклов, снимавшихся в павильонах, здесь все съемки проходили на натуре: Булонский лес снимали в Булонском лесу, а сцены в ресторане Maxim’s — в залах этого ресторана. Тем не менее фильм выглядит как прогулка по работам французских импрессионистов: пляж в Трувилле — это, разумеется, Боден, Булонский лес — Сера, Maxim’s — Тулуз-Лотрек. Лесли Карон, которой на момент съемок было уже 27 лет, блистательна в роли озорной Жижи, не желающей вписываться в этот вычурный, искусственный мир. Зато мир кинематографический пришел в восторг от живописных экзерсисов Минелли: история про растление девочки-подростка не только стала самой кассовой картиной года, но и удостоилась девяти «Оскаров», включая награду «За лучший фильм», а сам Минелли побил рекорд, получив «Оскар», «Золотой глобус», приз Гильдии режиссеров Америки — и все это за постановку мюзикла. На другой день после триумфа руководство MGM отдало приказ своим телефонным операторам: отвечая на звонки, произносить название студии не «Эм-Джи-Эм», а «Эм-Жижи-Эм», дабы каждый позвонивший сразу понимал, что попал на студию, выпустившую «Жижи», а не на какой-нибудь «Парамаунт»!
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • angelartyukh· 2009-07-07 18:20:34
    Супер! молодец, отобрал лучшее
  • alzhu· 2009-07-08 09:21:00
    главный спец по муз. фильмам, который ненавидит мьюзилы? ну,ну
    Почему Золотоискательницы, а не 42ая улица или Million Dollar Mermaid?
    Листомания - рок-опера, и даже если закрыть глаза, почему именно этот фильм у Рассела?
    Ни одного фильма с Келли, что совсем уж маразм, простите.
    Где Rocky Horror?
    Про американскую киноакадемию тоже смешно.

    Сделали бы просто список комма, но зачем писать про "самые", когда этих самых-то и нет. Вообще, поменьше превосходных степеней не помешало бы
  • goga· 2009-07-08 12:30:57
    Главный специалист по музыкальным фильмам?
  • morgana· 2009-07-08 13:40:41
    соглашусь с предыдущими ораторами. текст сам по себе нарядный и наглядный. но представляет собой только личный список комма. зачем подавать его как специалиста по музкино?
  • cactoid· 2009-07-08 15:37:48
    Автору проще было бы просто покурить. Или ширнуться чем-нибудь. В этом он, судя по замаху, действительно специалист, пусть и не главный.
  • Ladron· 2009-07-09 15:22:41
    Cactoid, 5+! Не содержательной стороне заявления, а сарказму))
    Солидаризируюсь по поводу превосходных степеней и крайнего субъективизма, порой доходящего до зашоренности. Этим многие оупенспейсщики болеют. Уважаемые господа пишущие, дышите глубже-глядите шире)
  • sdreznin· 2009-07-09 16:13:00
    я тоже очень люблю "Листоманию" и Листа вообще – играю много и преклпняюсь перед ним как личностью. Да что там говорить!... Кен Рассел ведь начинал на БиБиСи короткими фильмами о композиторах (где из взять?). Замечательно правдивый этюд о Брукнере я видел. Ты очень правильно заметил, что гротеск персонажа Листа основан на реальных фактах. Но и Вагнера тоже: зачем прибегать к д–ру Геббельсу? Вагнер был известный революционер, скрывался у Листа на квартире, но затем перековался и стал германским националистом с антисимитским уклоном. Так что все очень правильно в фильме, и про Каролину Витгенштейн (она была русская, и поэтому в кокошнике), и про дочку Козиму – страшный ребенок! Праправнучка Вагнера Нике была моей соседкой по лестничной площадке в Вене. Копия! и без содрогания не может думать об этой семейке.
  • litanaar· 2009-07-15 18:47:10
    шелковые чулки забыли )
Все новости ›