«Авторский фильм по живописи современного российского художника» (1,7 млн), «приключенческий фильм о духовных ценностях» (5,98 млн), «иносказательное повествование о проблемах детской дружбы» (3,2 млн), «сериал для детей о победе добра над злом» (7,5 млн), «истории из жизни русской деревни» (2,99 млн).

Оцените материал

Просмотров: 25784

«Хочу сделать музыкальный мультфильм в стиле жесткое порно»

Мария Терещенко · 27/04/2011
А также мультфильм по Лимонову, русская «Корпорация монстров», «Крошка Цахес» и другие мечты русских мультипликаторов в ожидании бюджетов

Имена:  Алексей Демин · Алексей Туркус · Алина Татарская · Андрей Бахурин · Андрей Соколов · Елизавета Скворцова · Максим Цыплаков · Мария Муат · Мария Якушина · Михаил Алдашин · Наталья Березовая · Олег Куваев · Олег Ужинов · Рим Шарафутдинов · Сергей Меринов

©  Александр Блосяк

«Хочу сделать музыкальный мультфильм в стиле жесткое порно»
 

МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО рассказывает о том, как финансировалась российская анимация прежде и теперь, и спрашивает у режиссеров и художников, какие мультфильмы они хотели бы снять, если бы у них были для этого все возможности.


Русская анимация живет по собственному календарю — стык сезонов выпадает на февраль — март. В это время ежегодно проходит отчетный фестиваль в Суздале. Тогда же Министерство культуры РФ обычно начинает конкурс анимационных проектов, претендующих на получение госфинансирования. В этом году прием работ начался 9 марта и закончился 8 апреля.

История постсоветской господдержки кино полна мифов и легенд, интриг, неожиданных поворотов и разного рода абсурдных обстоятельств. Самым интересным ее моментом стало введение принципа торгов, который практиковался последние несколько лет. На сайте zakupki.gov.ru вывешивался список «лотов», и деньги на кино выдавались ровно по тому же принципу, что и на ремонт дорог. В описании лота расшифровывалось, какой именно мультфильм хочет видеть государство, и указывалась цена вопроса. Например: «авторский фильм по живописи современного российского художника» (1,7 млн), «приключенческий фильм о духовных ценностях» (5,98 млн), «иносказательное повествование о проблемах детской дружбы» (3,2 млн), «сериал для детей о победе добра над злом» (7,5 млн), «истории из жизни русской деревни» (2,99 млн), «фильм о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения» (3,2 млн), «притчи северных народностей» (2,5 млн), «романтическая история по мотивам известной сказки» (1,25 млн), «авторский фильм по мотивам незаслуженно забытого автора» (1,38 млн), «музыкальный сериал на олимпийскую тему» (2,27 млн) и пр.

Воображение так и рисует безумного креативщика из министерских кабинетов, который зачем-то придумывает для аниматоров такие головоломки, предлагая им ни с того ни с сего снять «фантазию на тему Пиросмани», «авторскую семейную историю» или «современную интерпретацию старой французской сказки».

«Авторской семейной историей» стал фильм Ирины Литманович «Домашний романс»


На самом же деле за многими чудесными формулировками стояли реальные планы и намерения конкретных студий. Если в 2009 году возникал лот с названием «Авторское видение стихийного бедствия», то продвинутый пользователь сразу понимал, что скоро появится новый фильм Ивана Максимова из цикла «Содружество с капризной природой», а именно — «Приливы туда-сюда». А если требовалось что-то «из истории классической музыки для детей», — значит, студия «М.И.Р.» продолжала свой сериал «Сказки старого пианино».

Отрывок из фильма «Шуман»


В лучшие годы список мог насчитывать до семидесяти пунктов (это не считая полнометражного кино), а общий бюджет дотаций на короткометражную анимацию составлял без малого 300 млн рублей (в минувшем году, принесшем сокращение бюджета, общий объем заказов составил около 220 млн руб.).

На один лот подавалось от одной до четырех заявок (в 2010 году на 44 объявленных Минкультом лота было подано 68 заявок, в 2009-м соотношение было приблизительно 70/90). Запечатанные конверты после определенной даты вскрывались под протокол и рассматривались с точки зрения их формального соответствия. Часть отсеивалась именно на этой стадии — из-за того что в заявке, например, не прошиты страницы, отсутствует один из необходимых документов или неправильно указан срок исполнения контракта — вместо положенных 12—18 месяцев исполнитель собирался сделать свой мультфильм за пять. Иногда ошибки в оформлении приводили к тому, что тот или иной лот вообще, оказывается, не востребован и деньги оставались у государства (в прошлом году так случилось с тремя лотами). Но чаще формальные недостатки выбивали одного из участников, оставляя контракт второму соискателю. На этом конкурс по лоту считался завершенным, и художественная сторона проекта вообще не рассматривалась (так, в прошлом году судьба 37 из 44 лотов решалась без экспертной оценки художественного качества проектов).

До изучения сценария и эскизов дело доходило редко. В этих случаях эксперты (чиновники, кинокритики, продюсеры и режиссеры) по двадцатибалльной шкале оценивали социальную значимость проекта, его творческую выразительность, художественную целостность, содержательное своеобразие, увлекательность и актуальность.

Довольно любопытно сравнивать результаты голосований и последовавший за ними кинематографический результат (жаль только, что поле для сравнения слишком мало). Так, в 2009 году студия «Центр национального фильма» выиграла право делать мини-сериал для детей. Они соревновались за эту возможность еще с одной студией и при экспертном голосовании заработали 80,57 балла (из возможных 100). В конце 2010 года зритель получил готовый мини-сериал под названием «Снова двое», который был показан на минувшем Суздальском фестивале и уже выложен в интернете.

Сериал «Снова двое»


И это еще не самый плохой вариант. Про некоторые лоты вообще сложно понять, на чем же в итоге сердце успокоилось, поскольку фильмы так и не были представлены на суд общественности. А сама государственная система, такая прозрачная в деле распределения денег, становилась совершенно непроницаемой, когда дело доходило до результатов выполнения заказанных работ.

Разумеется, лотовая система, будто списанная с какого-нибудь произведения Кафки, вызывала у всех причастных (даже у самих чиновников) весьма негативное отношение. И, к всеобщей радости, в этом году была отменена.

Теперь конкурс будет проходить по другим правилам. Вместо лотов Минкульт объявил «приоритетные темы». Для анимации они сформулированы так: темы фильмов для детей (в том числе сказки); темы фильмов культурно-образовательного содержания; темы фильмов о межнациональных отношениях и проблемах толерантности в обществе; темы фильмов, являющиеся экранизацией отечественной и зарубежной литературной классики; темы фильмов, являющиеся экранизацией современной литературы.

Как работает новый принцип, станет понятно через пару месяцев, когда в сети появятся итоги конкурса. Но сложно представить, что произойдет принципиальный сдвиг. Маразматичность системы лотов заключалась не только в порядке проведения конкурса, но и в том, что государство рассматривало анимационное кино с точки зрения его функциональности, предпочитая экранизации оригинальным сценариям, делая акцент на воспитательно-развивающем значении и совершенно игнорируя собственно художественное качество кино. Как в формулировках тех заказов, так и в нынешних приоритетах нигде не сказано, что фильмы должны быть хорошими, красивыми, талантливыми, интересными, хоть в чем-то оригинальными. И в этом есть главное коварство нашего государства, которое, как это часто случается, поддерживает не искусство, а свой образ в нем. Создавая таким образом питательный бульон для произрастания большого количества никому не нужных мультфильмов. И пока государственная продукция в большом своем проценте поучает и воспитывает несуществующих детей, реальные дети все больше смотрят зарубежные мультики, ориентированные в первую очередь на то, чтобы привлечь зрителя, а уж потом — чтобы его чему-то учить.

{-page-}

 

ХУДОЖНИКИ И РЕЖИССЕРЫ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС:
Какие мультфильмы вы хотели бы снять, если бы имели для этого все возможности?


Андрей БАХУРИН, режиссер анимационного кино («Папина библиотека», «Жлобинские игрушки», «Сонин побег», сериал «Сказки-потешки»)

У меня есть заветная мечта, которой я горю уже давно. Хочу сделать музыкальный фильм в стиле жесткого порно. До сих пор порно в анимации делается в основном гипсоголовое, без огонька. А это будет порно без границ, все самые смелые фантазии, штампы — все, что приходит в голову при слове «порно», без черных квадратиков и пикселяции. Но только покадрово, без перекладки. Перекладного порно полным-полно — тут ничего интересного.


Михаил АЛДАШИН, режиссер анимационного кино («Келе», «Рождество», «Букашки», «Про Ивана-дурака»)

По моим расчетам, на то, чтобы сделать все, что мне хочется, мне не хватит лет сорока. У меня много проектов. Есть среди них экранизации классические. У меня было желание — и осталось — сделать фильм по «Крошке Цахес» и по «Волшебному горшку» Гофмана — игровое кино, смешанное с анимацией. Еще я хотел по Ковалю фильм сделать. И есть несколько своих сценариев. Планы обширные.


Олег КУВАЕВ, режиссер анимационного кино, создатель Масяни

Сделал бы 3D, полный метр. То, что называется «для всей семьи». Просто веселый. Без попсы. Без ура-патриотизма. Без продакт-плейсмента. Без социальной значимости.
Что-нибудь фантастическое и безумное с элементами абсурда. Наподобие моей любимой «Корпорации монстров».


Мария МУАТ, режиссер кукольного кино («Влюбчивая ворона», серии «КОАПП», «Короли и капуста», «Снегурочка», «Он и она»)

У меня есть одна идея, которую я, видимо, не воплощу. Не успею, видимо, просто. Я давно придумала эту идею, и она связана с именем Чехова Антона Павловича. Я хотела бы сделать полный метр по ранним рассказам и записным книжкам. И я придумала форму, которую можно по-разному насыщать. Дело происходит в уездном городе во время какого-то благотворительного бала. И на этом собрании благотворительном, в доме, в разных помещениях, могут находиться разные герои. Здесь барышни устраивают лотерею, здесь кто-то читает монолог из «Чайки»… Так мог бы быть представлен срез мира. Собственно, как мне кажется, Чехов именно этим и занимался — как врач он препарировал действительность.


Максим ЦЫПЛАКОВ, один из создателей студии «Тема» (проект «Элька» и др.)

Дык, так сделал бы сериал про Котейку (созданный Цыплаковым персонаж комикса. — М.Т.). Без 3D, рисованный. Такой, чтоб серий на сто — пятьсот. Да с кучей гэгов, для молодежи лет 12—15. И полный метр про них же, но уже в 3D, да музыкальный, чтобы песен было побольше. Музыка в стиле ска, регги и поп-панк.


Наталья БЕРЕЗОВАЯ, режиссер анимационного кино («Моя жизнь», «История кота», «Про барана и козла», «Непослушный медвежонок», «Гордый мыш» и «Про Василия Блаженного»)

Есть мысль про фантастический фильм с совмещенной 3D- и 2D-графикой. И хочется клип сделать для Богушевской. А еще хочется для дочки своей сделать сериал, чтобы учить ее читать. Именно обучающий читать, а не азбуку. А еще в порядке бреда хочется забубенить просто арт какой-нибудь в безумной технике. Что-то типа «покадровая чеканка на медных пластинах».


Алексей ТУРКУС, режиссер анимационного кино («Медвежуть», «Буревестник», эпизоды про Ивана и Митрофана)

У меня есть несколько разработок. Для самого себя. На основе воспоминаний моего отца (архитектор Михаил Туркус. — OS) и моих родных. И есть еще мечта сделать фильм по картинам Шагала — 26-минутный. Мы начали этот фильм — «Суета сует» — в 1995 году, но не сделали, потому что наступил развал, кончились деньги. У нас уже был сценарий, литературный и режиссерский, раскадровка, и уже были готовы две сцены. То есть мы были на старте производственного периода. Это наш коллективный фильм с Алексеем Шелмановым. И еще у меня есть идея сделать фильм про Архитектурный институт. Не то чтобы даже только про Архитектурный институт, а вообще про жизнь 1980-х годов, про то кипение, которое тогда было.


Мария ЯКУШИНА, художник, создатель сериала «Ежи и Петруччо» и мультфильмов про ежа Уолдена

Хочется какого-то арта, какой-то необычной картинки, разных техник, вот как «Мадагаскар» (имеется в виду документально-анимационный фильм Бастьена Дюбуа. — М.Т.). И хочется взрослого кино. Музыкального. Танцевального, потому что танец все-таки очень близок к анимации.


Андрей СОКОЛОВ, режиссер анимационного кино («Подкидыш», «К Югу от Севера», «Эволюция Петра Сенцова»)

Во-первых, я бы закончил проект «Боги зеленой планеты», который задумывался как трилогия и без трилогии это все не имеет смысла. Один фильм никому не нужен.
Потом. Есть такой замечательный русско-советский писатель Александр Казанцев, он написал «Планету бурь», по которой был снят первый советский фантастический фильм.
И вот тогда, в 1930-е годы, мы сняли «Планету бурь», и весь Голливуд на ушах стоял от восторга, звали режиссера к себе, фильм купили. А уже в 1980-е выходят два фильма: наш «Через тернии к звездам» и американские «Звездные войны». И видно, насколько они ушли вперед по технологиям, по всему.
Я не считаю себя гением. Но я понимаю, что я хочу. Мне говорят, что за «Пиксаром» не угнаться, а я считаю, что угнаться можно. И перегнать можно. Мы просто упустили время, но есть абсолютно реальный шанс все это нагнать.
Если же говорить о конкретных проектах, то вот да, трилогию доделать. Плюс у Казанцева есть вещь — «Лунная дорога». Минимум декораций и сногсшибательная история. Я вообще считаю, что Казанцева забыли незаслуженно.


Алина ТАТАРСКАЯ, художник

Хочу сделать фильм со своими куклами. Милый, трогательный и нелепый. А так в первую очередь хочется доделать «Прибытие поезда» (неоконченный полнометражный проект Александра Татарского. — OS), но это не я сама, конечно, делать буду.


Олег УЖИНОВ, режиссер анимационного кино («Жихарка», серии из сериала «Маша и Медведь»)

Конкретной мечты у меня нет. Если бы я занимался чем-то авторским, не детским, я бы пытался сделать что-то похожее — то есть свое, но в то же время похожее — на фильмы Игоря Ковалева. А если коммерческое, то что-то похожее на «Пиксар». На «Корпорацию монстров», например. Есть такая далекая мечта — сделать полнометражный фильм, крутой, который стал бы явлением в России. Это все пока очень далеко и неизвестно, но есть ощущение, что вот они в Америке ведь могут сделать «Суперсемейку», например, где, если всмотреться, каждый эпизод — это эксперимент. Ну и мне что-то такое хотелось бы сделать.


Елизавета СКВОРЦОВА, режиссер анимационного кино («Колыбельные мира», «Подожди, пожалуй», «Семь сорочек»)

У меня есть мысли, которые меня терзают уже давно. Это несколько документальных идей, которые можно было бы очень хорошо сделать в анимационно-документальном жанре. Это конкретные интересные случаи из жизни. Есть идеи для короткой серии, а есть для больших фильмов. Это связано с реальными людьми и реальными событиями, которые мне интересны и которые можно решить анимационно.


Алексей ДЕМИН, режиссер анимационного кино («Аттракцион», «Тихая история», «Кошки под дождем», «Буатель», «Очумелов», «Шатало»)

У меня есть безумный проект, но я даже боюсь его называть. Есть проект, оставленный мне в наследство, и он связан с Маяковским. А вообще я очень хочу музыкальное кино. Хочу хорошего композитора и очень большой свободы для него. Хочу, чтобы там был оркестр. Возможно, эти две темы объединятся.


Рим ШАРАФУТДИНОВ, режиссер анимационного кино («Та сторона, где ветер»)

Хочу снять фильм по Лимонову. Для анимации это было бы интересно. Не по «Я — Эдичка», а по другой вещи.


Сергей МЕРИНОВ, режиссер анимационного кино (большинство заставок к проекту «Гора самоцветов», «Куйгорож», «Егорий храбрый», «Зубы, хвост и уши», «Шла Саша по шоссе»)

Снял бы стереоскопический пластилиновый полный метр по Шекли, замиксовал все его самые абсурдные и смешные вещи в один сценарий, и дизайн бы при этом создал совершенно сумасшедший, абстрактный, чокнутый, как и сам фильм в итоге. А потом сериал по «Звездным дневникам Ийона Тихого» Лема. И проект из клипов по своим любимым песням.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • Sergei Zinevich· 2011-04-27 16:11:15
    Спасибо! Понятно, что такое прокрустово ложе госзаказа в анимации. Чиновникам надо оправдывать расход бюджета перед другими чиновниками . Они друг друга понимают - вот главное. Здесь их правила, их игра, и узкий взгляд, который воспринимает искусство через отчетную документацию. Можно посочувствовать. Жалко этих несчастных чиновников. Жаль государство/ Хорошая статья.
  • Sergei Zinevich· 2011-04-27 16:19:18
    Опечатка в годе "Планеты бурь". 60-е. Не 30-е. И, мне кажется, сделан напрасный акцент на порно - в названии и порядке. Получается обобщение. Как ответ на вопрос "Что будет, если дать волю художникам?" Не хорошо. Ведь это не так по сути/
  • Sergei Zinevich· 2011-04-27 16:23:43
    К Соколову же. Еще до "Звездный войн" в 1968 году "Космическая одиссея" Кубрика.
Читать все комментарии ›
Все новости ›