Приезжая в Суздаль, зритель оказывался в прекрасном пространстве идеальной России – с березками, кокошниками и благородными манерами.

Оцените материал

Просмотров: 21560

Анимация протеста

Мария Терещенко · 05/03/2011
Социальное недовольство проникло в российскую мультипликацию, прежде создававшую образ идеальной России
Анимация протеста
 

МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО рассказывает о новых содержательных тенденциях русской анимации и приводит полный список победителей Суздальского фестиваля.


На минувшей неделе в Суздале прошел очередной Открытый Российский фестиваль анимационного кино. Несмотря на перебои с госфинансированием, по количеству и качеству фильмов-участников этот смотр ничуть не уступал предыдущим. А вот в тематике анимационного кино наблюдаются перемены, в которых сложно не увидеть последствий ненадежной и переменчивой государственной политики в области аниматографа.

Первое десятилетие XXI века в авторской анимации проходило под знаком воспевания национальных ценностей и традиций. Центральным фестивальным проектом этих лет был альманах «Гора самоцветов», заставки которого начинаются со слов «Мы живем в России», а затем описывают нашу страну как край, богатый чудесами, талантливыми людьми и прекрасными обычаями. Еще один важный проект — «Русская классика детям» — занимался экранизациями Пушкина, Островского и Гоголя, возвеличивая тем самым национальную литературу. В эту концепцию патриотического продвижения национальных ценностей встраивались небольшие циклы и фильмы-одиночки — то проект по рассказам Чехова, то исходящие от разных режиссеров картины по прозе Юрия Коваля, то Александр Петров с «Моей любовью», изображающей красоты дореволюционной России, то «Маленькая Василиса» Дарины Шмидт, сделанная в духе «Горы самоцветов». Одним словом, приезжая в Суздаль, зритель оказывался в прекрасном пространстве идеальной России — с березками, кокошниками и благородными манерами.

Конечно, были и другого рода работы, экспериментальные или ироничные, однако они всегда оставались в абсолютном меньшинстве. Не то что в нынешнем году.

Конкурс 2011-го показал, что аниматоры вполне не прочь покритиковать окружающую действительность, пошутить о великом и рассмотреть историю под неожиданным углом.

Самым показательным в этом смысле стал клип Сергея Меринова на композицию группы «Несчастный случай» «Шла Саша по шоссе». Сам Меринов — из пилотовских режиссеров. Все эти годы он работал на «Горе самоцветов» и, собственно, руководил пластилиновым цехом, где изготовлялись заставки-панегирики. В его новой, независимой работе этот опыт очень заметен, более того, зритель легко найдет отсылки и к «Горе». В сущности, музыкальное видео тоже рассуждает о жизни в России, о том, как выглядят ее регионы, и, разумеется, о столице нашей родины, Москве. Только вместо изобилия здесь изображается разруха, вместо величественного города-столицы — адская крепость, а в награду за свои старания в поиске справедливости героиня может получить разве что дырку от сушки.

Довольно символично, что ролик этот был закончен Мериновым в один месяц с последним эпизодом «Горы самоцветов» (государство по неясным причинам отказало проекту в дальнейшем финансировании).

«Шла Саша по шоссе»


Суровый взгляд на нашу действительность предлагает и студенческая работа Ивана Золотухина «Колхозники». В ней показаны простые люди, которые хотели раскумариться, однако их планы были нарушены милицией. Сам режиссер объясняет, что хотел изобразить, как по-разному выглядят события в жизни и в новостях. Но зрителей куда больше, чем тема, задел тон (вербальный, музыкальный и графический) повествования и то, каким образом в этой небольшой студенческой работе изображен мир.

«Колхозники»


Русской истории в этом году тоже досталось. Фильм недавнего дебютанта Ильи Панкратова рассказывает о XVIII веке, о времени правления Анны Иоанновны. Очень странный, трудноопределимый с точки зрения жанра исторический анекдот связан с причудливыми забавами вечно скучающего императорского двора. Придуманная Анной Иоанновной и ее окружением идея — устроить ледовый дворец и провести в нем потешную свадьбу — очень пугает царских питомцев попугая и обезьянку, которые предполагают, что будут похоронены в ледяном сооружении. И хотя все заканчивается благополучно, однако изображенная в фильме почти фантастическая атмосфера холодной и мрачной страны некоторый осадок все же оставляет.

Трейлер фильма «Пир во время зимы»


Подвергаются переосмыслению и моменты национального величия, такие как полет в космос знаменитой Лайки. Будто постскриптумом к «Белке и Стрелке», где космические собаки оказывались героями, «Лайка» говорит о предательстве и о несчастной участи животного, ставшего жертвой человеческих амбиций. Фильм, правда, сделан в Англии нашей бывшей соотечественницей Августой Зурелиди, однако хорошо вписался в новый тренд российской анимации.

Трейлер фильма «Лайка»


Даже русская классика и та была снесена с пьедестала. Фильм «Свободный человек. Лев Толстой» Михаила Лисового довольно жестко обходится с гением русской литературы. И хотя (учитывая непразднование юбилея) такое отношение не кажется диссидентским или провокационным, авторов «Свободного человека» сложно заподозрить в конформизме, ведь ничуть не меньше в фильме достается и государственной власти, которая Толстого притесняет.

«Свободный человек. Лев Толстой»


Как реагировать на такое кино, анимационное сообщество в целом пока еще не решило. Ни один из названных фильмов не получил призов, дипломов или даже хороших позиций в зрительском рейтинге. Аргументируется такое небрежение причинами сугубо эстетическими: невнятная режиссура, плохая анимация, неприятный рисунок. Однако среди этих профессиональных претензий нет-нет да проскальзывает что-то более политическое. Так, например, один из членов жюри, комментируя в личном разговоре отсутствие приза ролику «Шла Саша по шоссе», признался, что, в частности, ему неприятно то, как Меринов изображает здесь Россию.

Впрочем, и среди главных фаворитов фестиваля все же оказался фильм отчасти провокационный. В дебютной картине Михаила Дворянкина «Подарок» речь идет о детской влюбленности, которая разворачивается на фоне обычной школьной жизни. Вместо привычных для анимации сладких детишек на экране можно увидеть настоящих монстров, диких и ужасных. Несмотря на то что действие, по многим признакам, происходит не в наши дни, а в 1980-е, фильм заставляет вспомнить о «Школе» Германики и других острых высказываниях на тему современных учебных заведений.

«Подарок»


В остальном призовой список состоял из работ милых и не касающихся социально-политических вопросов. Так что внешний мир, судящий о процессе в основном по лауреатам, еще по меньшей мере год будет считать нашу анимацию дамой приятной во всех отношениях, сторонящейся острых тем и провокационных высказываний.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • Simon Sheshenin· 2011-03-05 20:57:31
    вы с ума сошли школьные сочинения размещать на портале?
  • Sergey Merinov· 2011-03-05 23:09:09
    Ну если это и протест, то довольно вялый:) Скорее, просто точка обзора немного другая ...
  • ttartt· 2011-03-06 09:08:15
    Лучше б не прикручивали ролики. После их просмотра становится ясно, что основной тезис автора, вынесенный в заголовок, громадная натяжка, из мухи слон.
Читать все комментарии ›
Все новости ›