Смерть предстает в виде злобного синенького скелетика, витязь – в образе мускулистого молодца, собравшего штампы всех экранных героев, от ковбоев Клинта Иствуда до персонажей аниме-саг.

Оцените материал

Просмотров: 19690

Чехов, Кржижановский и башкирская смерть

Мария Терещенко · 17/03/2010
Лучшие русские мультфильмы 2009 года по версии Суздальского фестиваля

Имена:  Валентин Ольшванг · Валерий Кожинов · Наталья Мальгина · Рим Шарафутдинов · Юлия Рудицкая

В Суздале прошел фестиваль анимации, где были представлены лучшие отечественные мультфильмы прошлого года. Привыкшие к определенному количеству и качеству, в этот раз постоянные участники суздальского смотра жаловались на слабость конкурса — в нем почти не было творцов и производителей, ставших в последние годы знаковыми.

Александр Петров приехал на фестиваль в качестве зрителя, Иван Максимов и Михаил Алдашин заседали в жюри, студия «Пилот» была представлена всего двумя эпизодами из нового сериала «Детективное агентство “Бульдог и Шорти”» и короткими роликами из цикла «Мульти-Россия», который отпочковался от «Горы самоцветов» и рассказывает о красоте и богатстве наших регионов…

Оценки нынешней конкурсной программы колебались от «всё не так уж плохо» до «в конкурсе ни одного профессионального фильма». Но интересные фильмы в конкурсе, несомненно, были.

«Со вечора дождик». Режиссер Валентин Ольшванг



Бывают мастера, которые становятся классиками в самом начале режиссерской карьеры. Таков Валентин Ольшванг. Он долго работал как художник, потом начал делать собственные фильмы, и уже вторая работа принесла ему широкое признание. Третью короткометражку Ольшванга ждали с нетерпением. Тем более что новый фильм, «Со вечора дождик», режиссер делал долго, около трех лет, выбрав очень трудоемкий путь: при создании его применялась техника «живописи под камерой», однако вместо привычного масла использовались акварель и пастель, а поверх рисунка были положены многослойные фоны. В основе сюжета рассказ А.К. Толстого «Русалка», о капризной девчонке с рыбьим хвостом, попавшейся однажды старому деду во время рыбной ловли. Тот балует странную девочку и, потакая ее капризам, лишается не только всего имущества, но и жизни.

Фильм получил приз за режиссуру и первое место в зрительском рейтинге.

«Беззаконие». Режиссер Наталья Мальгина



Недавняя дебютантка, Мальгина прошла правильный, классический профессиональный путь, начав работу в мультипликации с профессии аниматора (некогда именно так приходили в профессию Хитрук, Норштейн и другие; сегодня многие считают, что настоящих высот в анимационном деле можно достичь только таким способом). Мальгина, которая была — и остается, конечно, — одним из лучших аниматоров в России, в последние годы, соорудив твердое подножие из ремесла, стала делать собственное кино. «Беззаконие» было снято в рамках проекта «Рассказы Чехова», затеянного Фондом социально-культурных программ «Губерния» по случаю чеховского юбилейного года.

В центре одноименного рассказа — коллежский асессор Эраст Семенович, который однажды обнаруживает на крыльце своей летней дачи кулек с ребенком. Уверенный, что подкинутый младенец — его собственное незаконнорожденное дитя, Эраст Семенович стоит перед нелегким выбором: избавиться от маленького существа или во всем признаться жене.

Фильм получил приз за лучший мультипликат (работу по одушевлению персонажей) и диплом за работу художника Игоря Олейникова, а также второе место в зрительском рейтинге.

«Поздние гости». Режиссер Юлия Рудицкая



В соответствии с регламентом Суздальского фестиваля в конкурсе наравне с российскими анимационными фильмами участвовали работы белорусских авторов, среди которых — Юлия Рудицкая. Ее «Поздние гости» — эстетский музыкальный фильм, где изображены ночной город, праздничный стол и несколько человек, спешащие к позднему поезду метро.

«Квадратурин». Режиссер Валерий Кожинов



Дебютный фильм Кожинова сделан по рассказу Сигизмунда Кржижановского с использованием цитат из советской графики 1920—1930-х годов. История в духе Кржижановского фантастична, абсурдна и поэтична. Живущий в крошечной квартирке человек пытается хоть немного увеличить свое личное пространство и покупает для этого чудесную мазь «Квадратурин», которая должна вырастить его комнату до приличных размеров. Мазь оказывается еще более чудесной, чем обещали, и комнатушка становится похожа на огромный стадион.

«Та сторона, где ветер». Режиссер Рим Шарафутдинов



У фильма «Та сторона, где ветер» не было шансов получить призов в строгом суздальском конкурсе, где профессионализм и рафинированный вкус являются главными мерилами. В работе Шарафутдинова можно найти много мелких недостатков, которые, впрочем, никак не мешают получить от нее зрительское удовольствие.

Фильм приехал из Уфы, и его мифологический сюжет основан на башкирских легендах и сказках, где богатырь сражается со смертью. Последняя предстает в виде злобного синенького скелетика, первый — в образе мускулистого молодца, собравшего штампы всех экранных героев, от ковбоев Клинта Иствуда до персонажей аниме-саг.

Несмотря на пародийность всего происходящего, сюжет фильма довольно замысловат и требует внимания, особенно в той части, где герои меняются оболочками и из-за этого возникает множество забавных моментов.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • loginowww· 2010-03-18 18:34:46
    все интересно кроме последнего
  • loginowww· 2010-03-18 18:40:54
    он вызывает особый интерес
  • tushan· 2010-04-02 23:47:06
    «Квадратурин» и есть рассказ Кржижановского =)
  • masha-tereschenko· 2010-04-05 23:27:06
    ну да, так и написано - фильм по рассказу Кржижановского... так как не указано альтернативное название, значит, и рассказ так же называется... в чем Вы увидели несоответствие?
Все новости ›