Сегодня Старевич превозносится синефилами за сцену шабаша из фильма «Щенок-талисман»

Оцените материал

Просмотров: 12318

История уродства

Мария Терещенко · 21/12/2009
Новый год — время смотреть мультфильмы. МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО советует быть осторожнее: анимация — далеко не всегда Белоснежка или олененок Бэмби
Анимация привычно ассоциируется с чем-то милым, славным и даже очаровательным: диснеевскими принцессами, большеглазыми анимешными кидалтами, забавными героями картунов или в крайнем случае с дебиловатыми, но обаятельными персонажами современных американских мультов. С чем угодно, но только не с уродствами. Между тем в легионе вымышленных героев, созданных мультипликационными художниками, найдется немало по-настоящему странных типов.

Эстетика безобразного начала привлекать режиссеров еще в раннюю эпоху аниматографа: выразительных уродцев можно обнаружить уже у Владислава Старевича.

Этот русско-французский режиссер начал свою карьеру в 1910-х годах и фактически самостоятельно придумал тогда кукольное кино. Фанатичный трудоголик, вдвоем с дочерью он отснял несколько часов многофигурных анимационных фильмов, но сегодня Старевич превозносится синефилами за сцену шабаша из фильма «Щенок-талисман» (1934). Изображая приключения игрушечного щенка, Старевич приводит своего героя на свалку, изобилующую разного рода странными существами.

Отрывок из мультфильма «Щенок-талисман» Владислава Старевича (1934)


Сцена стала одной из ключевых в истории аниматографа — ее влияние заметно не только в фильмах Тима Бертона, но и во многих других работах, например в «Истории игрушек» Джона Лассетера.

В довоенные и послевоенные годы эстетика безобразного так и не нашла большого количества адептов: мир проникался вкусом к фильмам Уолта Диснея и вскоре проникся настолько, что последующие десятилетия анимация множила Белоснежек и волооких зверят.

Уродов создавали редко, зато со вкусом, пример тому — удивительный польско-французский режиссер и художник Ян Леница. Как и Старевич, он, сделав несколько фильмов в родной стране, эмигрировал вскоре во Францию (до отъезда Леница, кроме прочего, был одним из тех, кто создавал знаменитые польские кинопостеры. — OS).

Его непревзойденный «Лабиринт» (1963) — один из самых впечатляющих примеров эстетизации уродства в анимации: изображающий жестокий и полный чудовищ кафкианский мир, фильм запоминается ошеломительной красотой графики.

Ян Леница. «Лабиринт». Часть 1 (1963)


Ян Леница. «Лабиринт». Часть 2 (1963)


Однако художники, подобные Ленице, погоды в анимации не делали — она, по большому счету, оставалась очаровательной. Настоящий переворот произошел лишь с приходом в нее Яна Шванкмайера — известного любителя разного рода мерзопакостей, перевернувшего представления о допустимом в аниматографе. Своих уродов этот чешский режиссер создает примерно таким образом.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›