Это мир, в котором мерилом вещей становятся более высокие, нежели семейные, человеческие связи, скрепленные общей опасной профессией и постоянным риском.

Оцените материал

Просмотров: 18867

Гонконгское напряжение Суй Чена

Анжелика Артюх · 24/11/2011
АНЖЕЛИКА АРТЮХ о гонконгском режиссере, который сам возмущен своими безумными фильмами

Имена:  Джонни То · Суй Чен

В этом году на Венском фестивале прошла ретроспектива Суй Чена (Soi Cheang) — cамого молодого из признанных в мире режиссеров современного гонконгского кино. Суй Чену нет еще и сорока лет, однако в его арсенале уже более десятка полнометражных фильмов. «Возможно, Суй Чен — самый значительный гонконгский режиссер последнего времени», — пишет о нем немецкий критик Олаф Меллер в тексте, приуроченном к специальной ретроспективе кинематографиста на Viennale 2011. Приехав в Вену, Суй Чен вел себя демократично, охотно общался в кулуарах, а после показа своего очередного фильма выкрикнул: What a crazy movie?

Эта фраза точно характеризует фильмы Суй Чена: они по-своему крейзи — в самом творческом смысле этого слова. Его кино почти не знает преград, включая законы жанровых формул, которыми Суй Чен хорошо владеет, но которые нужны ему для того, чтобы выстраивать нечто новое. Это очень насмотренный режиссер. В его фильмах заметны отсылки к предшественникам — от гонконгских мэтров, вроде Ринго Лама и Джона Ву, до американских коллег, вроде Мартина Скорсезе, Брайана Де Пальмы или авторов «Ведьмы из Блэр». Так, например, «Случай» (2009) отсылает и к «Разговору», и к «Мюнхену»; «Новости хоррора… Монстр с большой головой» (2001) очевидно переосмысляет открытия «Ведьмы из Блэр», а «Шамо» (2007) — боксерские фильмы, вроде «Рокки» или «Бешеного быка».

Творчество Суй Чена делится на два периода: в первом — раннем — он в основном развивал жанр ультрамалобюджетного хоррора, во втором — зрелом — возделывал поле криминальных фильмов, включающих в себя такие мощные сцены жестокости и саспенса, что сразу понимаешь, какую хорошую школу постановки ужастиков прошел режиссер. В хоррор-период были сделаны «Новости хоррора… Монстр с большой головой» (2001), «Новая кровь» (2002), «Дом, милый дом» (2005). К гангстерскому циклу принадлежат такие блестящие картины, как «Любовное побоище» (2004), «Пес грызет пса» (2006) и «Случай» (2009).

©  Viennale

Кадр из фильма «Новая кровь»

Кадр из фильма «Новая кровь»

Несмотря на то что «Случай», спродюсированный гонконгским мэтром Джонни То на его студии Milkyway, оказался в конкурсе Венецианского кинофестиваля, Суй Чен демонстративно снимает коммерческое кино, которое получает арт-статус благодаря своей экспериментальной форме и напряженной атмосфере даже не в самых динамичных сценах. Фильмы Суй Чена (равно как и фильмы самого Джонни То) — лишнее доказательство того, что жанровое, авторское и коммерческое разделять совсем не обязательно. Так было и раньше — в лучшие времена жанрового кино, в эпоху фильмов Мельвиля, Хичкока, Де Пальмы и Джона Ву. Так будет всегда в Гонконге, пока есть режиссеры вроде Суй Чена и кинокомпании вроде Milkyway.

Совершенно закономерно то, что Суй Чен оказался на Milkyway, основанной Джонни То и сценаристом и режиссером Вай Кафаем в 1996 году. Milkyway известна своим малобюджетным жанровым кино, рассчитанным не на китайский рынок с его цензурными ограничениями, а на гонконгский, тайваньский, японский рынки и на экспорт в другие страны (на международных фестивалях Milkyway в основном прославилась мрачными урбанистическими гангстерскими и полицейскими фильмами). За годы существования студии ее фильмы выработали что-то вроде группового стиля, заложенного картинами самого Джонни То, — вроде «Миссии», «Побега от времени» или «Горячих новостей». В них всегда есть очень крепкая режиссура, отличная операторская работа, сложный экшн, в них часто появляются одни и те же актеры (у Суй Чена в «Случае» некоторые роли играли актеры Джонни То). И что самое главное — фильмы студии Milkyway не пытаются подкупить зрителя хеппи-эндами, они показывают современный Гонконг не столько европеизированным миром, сколько криминализованным кипящим котлом конфликтов и противоречий. Здесь есть все: и высокая профессионализация гангстерского мира, и отмороженность одиночек, и дикая брутальность тех, кто вторгается на территорию извне. Это мир, в котором мерилом вещей становятся более высокие, нежели семейные, человеческие связи, скрепленные общей опасной профессией и постоянным риском.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • Игорь Дидыч· 2011-11-24 20:03:36
    спасибо за такие статьи, за них и люблю опенспейс
  • Vladimir Zakharov· 2011-11-24 20:38:03
    извините, но хочется немного поправить:

    - Луиса Ку, которому недавно исполнился 41 год, и который сыграл в кино больше 60 ролей, сложно назвать "молодым актером"

    - Джонни То известен как жесткий продюсер, у которого режиссеры на площадке работают, скорее, как ассистенты. именно поэтому фильмы милкивэй похожи друг на друга. и сцена в начале "Случая" - это на самом деле стандартная многофигурная композиция, которую можно увидеть в любом другом фильме Джонни То, в том числе в его режиссерских работах. вспомните начало "Горячих новостей" хотя бы, там он все тоже самое делает вообще без монтажа. то есть вряд ли "Случай" можно считать 100% авторской работой Сой Чена

    - Джонни То, а тем более Эндрю Лау нельзя назвать мэтрами Гонконгской Новой волны, это все же устоявшийся киноведческий термин, описывающий четкое, в том числе тематическое, течение в гонконгском кино конца 70-х, начала 80-х годов

    - Сведения о Милкивэй в тексте немного устаревшие, в последнее время они стремятся на континентальный рынок, тут можно вспомнить довольно проститутскую в этом плане романтическую комедию самого Джонни То "Don't go breaking my heart". А сам Сой Чен снимает, правда не на милкивэй, костюмный боевик со спецэффектами по "Путешествию на Запад"

    - В Гонконге за 2000-е проявилось целое поколение новых режиссеров, и среди них выделить одного Сой Чена и назвать пусть косвенно, чужой цитатой, "самым значительным" на ровном месте как-то странно. Здесь нужно как минимум сравнение с остальными. Тем более "Случай", как обычный фильм в стиле Джонни То, показывает что у Сой Чена своего авторского видения и стиля скорее нет, чем есть
  • aprilpowers· 2011-11-24 22:25:25
    а где взять его фильмы??? нигде в сети нет
Читать все комментарии ›
Все новости ›