Этот фильм – памятник одновременно Джейку Уильямсу и кинопленке.

Оцените материал

Просмотров: 56503

Бен Риверс: вызывающий призраков

Антон Долин · 02/11/2011
АНТОН ДОЛИН о главном открытии британского кино последнего времени, с которым можно познакомиться на Бритфесте

Имена:  Бен Риверс

©  New British Film Festival 2011

Кадр из фильма «Два года в море»

Кадр из фильма «Два года в море»

На фестивале «Новое британское кино», который начинается 2 ноября, покажут «Два года в море» Бена Риверса — режиссера, который способен сделать для британского киноискусства то, что Апичатпонг Вирасетакун сделал для таиландского, а Педро Кошта — для португальского. АНТОН ДОЛИН рассказывает о Риверсе и беседует с ним о фильмах-островах, научной фантастике и свободе, которую дает пленка.


Главный зал Национального кинотеатра — знаменитой синематеки, дома Лондонского международного фестиваля, — был переполнен. Овациями встречали странный дуэт: субтильный парень в синем свитерке вывел на сцену колоритного бородача в олдскульных клетчатых штанах, ожившего персонажа песен Jethro Tull. Начались вопросы из зала. «Джейк, вы не возражали, когда Бен решил сделать о вас фильм и сопровождал вас повсюду — в спальне, в ванной, в мастерской?» Бородатый Джейк пожал плечами. Бен взял микрофон: «Он возражал? Он потребовал, чтобы я сделал его звездой!»

До статуса звезды Джейку Уильямсу, конечно, далеко. Этот диковатый отшельник живет в лесной глуши уже тридцать лет, ведет натуральное хозяйство, хотя и мелкими работами за пустяшные деньги тоже не брезгует. Молодой режиссер Бен Риверс отыскал его пять лет назад и был так впечатлен индивидуальной утопией Джейка, что сделал о нем короткометражку «Это моя земля». Теперь дело дошло до полного метра — монофильма, где на экране нет никого, кроме Уильямса, а за кадром никого, кроме Риверса, — «Два года в море».

Полнометражный дебют был показан на фестивале в Венеции и получил там приз критики ФИПРЕССИ, а в родном для режиссера Лондоне картину провозгласили едва ли не главным событием года. Еще бы: когда английское кино берет «Оскаров» и побеждает в Каннах, продуцирует всемирные мифы уровня Джеймса Бонда или Гарри Поттера, не хватает лишь одного — бескомпромиссных авангардистов и экспериментаторов, способных претендовать на культовый статус. Таких, как Педро Кошта в Португалии, Апичатпонг Вирасетакун в Таиланде, Альберт Серра в Испании или Цзя Чжанке в Китае.

Эту позицию в Англии сегодня занимает Риверс, до сих пор существовавший на нейтральной территории между кинематографом и современным искусством, а теперь уверенно шагнувший к нормальному прокату — во всяком случае, за «Два года в море» уже сражаются дистрибьюторы.

©  New British Film Festival 2011

Кадр из фильма «Два года в море»

Кадр из фильма «Два года в море»

Разумеется, картин о феноменальных индивидуумах, сознательно выключивших себя из социального контекста, в истории мирового кино более чем достаточно. Бывает, что режиссер компенсирует отсутствие собственного языка или взгляда масштабом личности героя (особенно в документалистике). Бывает и обратное, когда герой равновелик автору, как в монументальных кинопортретах Вернера Херцога. Но случай Риверса — принципиально иной. Джейк Уильямс, как и другие персонажи его картин, — не бунтарь, а эскапист, человек-никто, стерший себя до полной невидимости. Он растворяется в пейзаже, мимикрирует, имитирует неодушевленный предмет. Долго надувает матрац и устанавливает на каркас, потом спускает импровизированный плот на воду, — но вовсе не плывет к новым приключениям, а неподвижно лежит, глядя в небо. Ждет чуда? Возможно. Во всяком случае, чудо происходит: трейлер, в котором ночует Уильямс, вдруг возносится на верхушку могучего дерева. А обитатель убогого приюта выглядывает наружу и с удивлением смотрит по сторонам: как я тут оказался?

Ответ неизвестен. Более того, он излишен, как и вопрос. Ведь и мы ничего не знаем о Джейке — включая его имя и фамилию или, тем более, предысторию. Туманен смысл заголовка, никак не обозначена местность, где живет затворник. Неясно, вменяем ли он. Бедствует или намеренно отказался от земных благ. Вынужден тут жить или выбрал свою судьбу самостоятельно. Слов в фильме нет, не считая неразличимого бормотания под нос: когда единственный собеседник — ты сам, незачем говорить вслух. Именно это запускает интерпретационные механизмы в голове зрителя, неизбежно раздраженного нехваткой информации — или, наоборот, введенного в состояние транса самодостаточным и герметичным действием.

«Два года в море» — не документальное кино. Оно ближе к сюрреалистическому потоку сознания, в котором каждое явление или факт ставятся под сомнение, переходят в субъективное измерение грезы или сна. Особенно очевидно это становится, когда камера останавливается на фотографиях из архива Джейка: поскольку мы не знаем, кто, зачем и при каких обстоятельствах был на них запечатлен, лица и фигуры превращаются в призраков. Как, собственно, и сам герой в простом, но эффектном финале. Он недвижно сидит у костра; говорят, на огонь можно смотреть бесконечно, но Риверс вместо этого бесконечно долго смотрит на Джейка, пока освещающее его лицо пламя не гаснет. Человек истаивает во мраке, оставшись неразрешенной загадкой.

«Лес Гирциний»


Как настоящий англичанин, Риверс неравнодушен к привидениям. Среди его ранних работ есть почти готические опыты — например, «Лес Гирциний», где удвоенные образы одной женщины, блуждающей среди деревьев, заставляют зрителя потерять представление о том, где образ, а где его отражение, где оригинал, а где копия. Или два фильма о домах с призраками — «Старый темный дом» и «Дом», где зажженная свеча путешествует по воздуху в пустом пространстве заброшенных комнат. Или «Ужас!», отсылающий к жанру хоррор. Так можно обозначить и положение режиссера по отношению к его героям, приглашенным из реальной жизни: он — не наблюдатель, а медиум, вызывающий духов на свой страх и риск, запирающий их вместо пентаграммы в двумерном пространстве экрана.

«Дом»


Сеанс чистого волшебства — знаменитая двадцатиминутка «Ах, свобода!», удостоенная приза в Роттердаме. Грозные, как будто галлюциногенные пейзажи Земли до начала времен микшируются с постапокалиптическими пожарищами, в грудах мусора догорают остатки человеческой цивилизации. Легковой автомобиль безуспешно пытается покинуть недружелюбный ландшафт, буксуя в лужах грязи, грузовик уже стоит на приколе, а вокруг скачут, исполняя неведомые ритуалы, дети в масках шаманов. Все ясно и без слов: возвращение к детству, к до-культурной фазе искусства и есть вожделенная свобода. Или, по меньшей мере, ее призрак.

Магический инструмент Риверса — его допотопная камера. Все фильмы он снимает исключительно на пленку, причем, как правило, даже не на 35, а на 16 мм. Текстура пленки, ее зернистость, царапины и дефекты становятся отдельным художественным приемом, а в «Двух годах в море» и вовсе целым языком. Проявляет Риверс свои фильмы тоже самостоятельно, на кухне. Нематериальность запечатленных объектов режиссер уравновешивает физическим существованием фильма в пространстве, приземленной «плотью» пленки. Кстати, «Два года в море» — черно-белое кино, но изначально Риверс собирался делать его в цвете. Перед самым началом съемок режиссер узнал, что Kodak снимает с производства его любимую черно-белую пленку, и потратил на нее все деньги, которые смог найти. Этот фильм — памятник одновременно Джейку Уильямсу и кинопленке.

Риверс — натуралист, но нетипичный: его интересуют слабейшие особи, на выживание которых надеяться не приходится. Одна из его последних картин, «Ручная тележка», — драматичная и трогательная (хотя бессловесная) история маленького семейного предприятия, которое вот-вот закроется навсегда. Дымящиеся ванны с явно токсичным химическим раствором, бесстрастные лица рабочих, наматывающих на какую-то катушку бесконечную проволоку, потрепанные шкафчики с вытертыми от времени вырезками из старых эротических журналов, — археология невидимого, незначительного, повседневного. Другая короткометражка Риверса называется «О происхождении видов», но в эволюционном процессе, опять же, внимание автора приковано отнюдь не к победителям, а к аутсайдерам. В пространстве его фильмов им обеспечена хотя бы иллюзия утопии, которой посвящен четырехчастный проект «Медленное действие». Каждая его десятиминутная серия — документальные съемки далеких островов, остраненные научно-фантастическим закадровым комментарием, повествованием о далеком и наконец-то счастливом будущем почти уже вымершего человечества.

Зрительский успех подобного экспериментального кинематографа сегодня тоже кажется фантастикой. С другой стороны, то внимание, с которым «Два года в море» смотрели в Венеции и Лондоне, заставляет хотя бы на мгновение поверить, что цифра не погубит пленку, а бесплотные фантомы вернутся к жизни, и утопия Риверса станет явью.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • Dmitry Morozov· 2011-11-02 19:58:24
    Мелочь, но раздражает: почему "в море", если "at the sea" - у моря, на море?

    Это же не про мореплавателя фильм.
  • Dmitry Morozov· 2011-11-02 20:18:21
    Всё верно, at sea - в море. Моя ошибка.
  • Dmitry Martov· 2011-11-02 20:22:07
    > Это же не про мореплавателя фильм.
    Название фильма обьясняется буквально в самом начале интервью. At sea (без артикля) - это устойчивое выражение, означающее одновременно «в море» (особенно когда речь идет о морском путешествии, о мореплавателях) и «в состоянии замешательства, дезориентации».
  • Dmitry Martov· 2011-11-02 20:39:39
    Спасибо за статью об этом замечательном режиссере.
    Позволю себе несколько комментариев/ вопросов:

    1) «на экране нет никого, кроме Уильямса, а за кадром никого, кроме Риверса, — «Два года в море» -- обычно Риверс действительно работает в одиночку, но в этом фильме, как упоминается в конце интервью, он впервые сотрудничал со звукооператором, которая микшировала «общий фон» и звук, записанный маленьким микрофоном, спрятанным под одежду «актера» (извините, не владею терминологией звукозаписи).

    2) «то внимание, с которым «Два года в море» смотрели в Венеции и Лондоне, заставляет хотя бы на мгновение поверить, что цифра не погубит пленку» - забавно, что по крайней мере в Венеции (а также недавно в Нью-Йорке) фильм все же показывали именно в цифровой версии, так как единственный негатив был утерян в процессе пересылки на венецианский фестиваль. Он нашелся только в начале октября. Может быть, к лондонскому фестивалю Риверс успел напечатать 35-мм копию? Очень хотелось бы в это верить (для него целлулоид свят).

  • Sergei Dyoshin· 2011-11-02 22:04:42
    "...маленьким микрофоном, спрятанным под одежду «актера» (извините, не владею терминологией звукозаписи)" - " петлёй", если на терминологии звук.реж. )
  • Dmitry Morozov· 2011-11-02 22:11:47
    Спасибо.
  • Антон Долин· 2011-11-02 23:26:23
    Отвечаю Дмитрию: как я понял, звукорежиссер работала с ним не над всеми сценами, а над некоторыми, то есть, в основном Бен и его герой были наедине друг с другом. Что до пленки\цифры, то в Лондоне показ был правильный, пленочный. А в Венеции и правда был казус, который Риверса очень расстроил.
Все новости ›