Важнейшая задача критика, по Комму, – не навешивание на хоррор психоаналитических и социологических трактовок, а распознавание в нем совокупности художественных приемов, которую можно назвать технологией страха.

Оцените материал

Просмотров: 22413

Дмитрий Комм. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов

Татьяна Алешичева · 05/04/2012
Эксгумация, диссекция и критика жанра в книге главного российского специалиста по страшному кино

Имена:  Вэл Лютон · Джесс Франко · Жан Роллен · Марио Бава

©  Предоставлено издательством «БХВ-Петербург»

Иллюстрация из книги «Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов»

Иллюстрация из книги «Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов»

«Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов» — как и следует из названия, довольно краткий, всего на двести страниц, экскурс в историю заявленного предмета. Автор книги — кинокритик Дмитрий Комм читает студентам СПбГУ курс, посвященный фильму ужасов, но книга по мотивам курса — захватывающее чтение не только для студентов.

По какому признаку фильм можно отнести к жанру хоррора — вопрос не такой однозначный, как кажется на первый взгляд, его Комм подробно разбирает во введении. Вначале кинокритики считали неотъемлемой принадлежностью хоррора фигуру монстра. Но этот тезис опровергают как хорроры Вэла Лютона, где монстра нет в кадре, так и многочисленные комедии о привидениях, не говоря уже о знаменитой мелодраме «Призрак» (1990). Хоррор не обладает ни обязательным списком только для него характерных персонажей, ни набором специфических тем и идей. Единственная черта, которая объединяет разные по стилю и тематике фильмы, — «технология страха». И она не имеет ничего общего с называнием или обозначением пугающего предмета, а совсем наоборот. «Согласно Дэвиду Кроненбергу, основа хоррора — в том, что мы не знаем, как умрем. Преодоление страха происходит посредством его “называния”, опредмечивания и локализации в конкретном персонаже или явлении. Нельзя победить хаос, но можно уничтожить маньяка-убийцу, этот хаос олицетворяющего. Каждая эпоха рождает собственные предметы страха: вампиры и оборотни, безумные ученые и взбунтовавшиеся машины, евреи и коммунисты, шпионы и вредители, террористы и инопланетяне». Но задача хоррора, пишет Комм, — преодолеть эту локализацию и высвободить «заключенный в предмете страха базовый страх». «Заставить зрителя увидеть то, что нельзя показать, хотя бы на секунду выпустить на экран энергии хаоса — вот сверхзадача любого фильма ужасов». Уже во введении, давая определение жанру, Комм пишет заодно и о том, что жанр пребывает в кризисе. В 90-е хоррору была сделана прививка экшена, и о своем главном предназначении — не развлекать, а пугать зрителя — хоррор будто позабыл.

©  Предоставлено издательством «БХВ-Петербург»

Дмитрий Комм. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов
Классификацию ужасов, по Комму, можно привязать к двум разным типам страшных историй, или двум «формулам страха», которые возникли в литературе викторианского периода. Первая представлена в знаменитом цикле рассказов Конан Дойла о Шерлоке Холмсе, где вначале читателя пугает непостижимая тайна, а потом происходит ее обязательное разоблачение посредством логики и рационального мышления, носителем которых и является Холмс. Эта уютная формула, соответствующая рационалистическому принципу «все под контролем», противостоит формуле, по которой построены детективные романы Уилки Коллинза. У Коллинза «разгадка тайны оказывается еще более иррациональной, чем сама загадка, ужасной истиной, которая сокрушает рассудок героя». В финале романа «Лунный камень» выясняется: мало того что главный герой сам и украл алмаз в состоянии сомнамбулизма, но вдобавок проклятие камня действительно существует — все его владельцы умирают насильственной смертью, а значит, chaos reigns, как утверждает Ларс фон Триер в новейшем хорроре «Антихрист».

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • tommy· 2012-04-06 14:22:51
    Ужасы - уже лет 30 как мертвый жанр. "Антихрист" - это вообще не фильм ужасов. Смысла в статье нету никакого.
Все новости ›