Нэрмор фактически показывает пальцем, куда надо смотреть, – получается увлекательный экскурс по технике съемки «глазами критика».

Оцените материал

Просмотров: 25516

«Кубрик»

Татьяна Алешичева · 13/03/2012
Субъективный гид по фильмам Кубрика с акцентом на жутком, гротескном и фантастическом

Имена:  Джеймс Нэрмор · Стэнли Кубрик

©  Предоставлено издательством «Роузбад Паблишинг»

«Кубрик»
Издательство Rosebud Publishing продолжает свою героическую культуртрегерскую миссию — практически в одиночку заполняет пустующую нишу качественной переводной литературы о кино. Монография киноведа Джеймса Нэрмора о Кубрике — уже шестая по счету книга издательства с 2008 года после мемуаров Луизы Брукс, сборников интервью с Херцогом и Уэллсом, киноэнциклопедии Лурселля и классического киноведческого трактата Лотте Айснер о киноэкспрессионизме.

Нэрмор преподает теорию кино в университете Индианы и является автором трудов об Орсоне Уэллсе, Винсенте Минелли и жанре film noir.


Нэрмор — убежденный сторонник авторской теории, в которую Кубрик вписывается абсолютно: все его фильмы несут черты индивидуального стиля, и лишь от «Спартака» (1960), подписанного его именем, но по сути являющегося детищем продюсеров, Кубрик открещивался, не признавая своим. По форме монография Нэрмора — классическое исследование: для начала заданы точки отсчета, характерные черты, определяющие авторский стиль, но по сути это ни в коем случае не монотонный разбор кубриковских фильмов по стандартным лекалам, Нэрмор сразу оговаривается: «я позволил себе углубиться в ряд интересующих меня вопросов, имеющих косвенное отношение к предмету».

Кубрик, по Нэрмору, занимал промежуточную позицию между артхаусом и коммерческим кино и был режиссером «холодного модернизма» — этот термин Нэрмор объясняет через Брехта: «Брехт как-то заметил, что искусство должно быть “холодным”. <…> Брехт хотел, чтобы зритель был вовлечен в действие скорее интеллектуально, чем эмоционально, и поэтому придерживался стиля, позаимствованного у китайского театра, актеров которого часто называют неэмоциональными».

©  Предоставлено издательством «Роузбад Паблишинг»

Кубрик и Трейси Рид на съемках «Доктора Стрейнджлава» (1963)

Кубрик и Трейси Рид на съемках «Доктора Стрейнджлава» (1963)

Кубрик продуцирует кино, «балансирующее на грани готики и балагана», и «задействует четыре творческих метода: черный юмор, гротеск, жуткое и фантастическое». Эти четыре и есть «косвенный интерес» Нэрмора: «У всех четырех наблюдается общая тенденция: соединять аффективные и когнитивные противоположности так, что зритель не понимает, как ему реагировать, — и этот диссонанс идет вразрез с сентиментальной душевностью большинства голливудских комедий и мелодрам». Иными словами, Кубрик сливает воедино ужасное и смешное (циничный черный юмор) — «соперничество между реалистическим саспенсом и яростной сатирой крайне интересно: только мы втягиваемся и начинаем переживать, как очередная шутка убивает все напряжение». Вдобавок Кубрик постоянно соединяет в кадре живое и механическое (отсюда его любовь к гротеску — манекенам, маскам, гипертрофированным чертам — и постоянное возвращение к теме искусственного интеллекта) и часто не дает ясной трактовки происходящего в кадре, смешивая реальность с кошмарами и снами. Нэрмор приводит интересное высказывание Делёза о том, что в наиболее значимых фильмах Кубрика «мир представляет собой мозг, мир и мозг тождественны».

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • tommy· 2012-03-13 15:19:44
    "балансирующее на грани готики и балагана" - полный бред.

    "постоянное возвращение к теме искусственного интеллекта" - не постоянное.

    "Его рука чувствуется там, где обсценную лексику персонажей Кубрика — например, в цитатах из фильма «Цельнометаллическая оболочка» — нужно передать позатейливее (возможно, даже затейливее, чем в оригинале), и в уже привычном ревизионизме в транскрипции имен (Адольф Манжу, Диэн Арбес).​ " - вы хоть сами поняли что написали? Какой-то высер.

    А в целом, хорошо, книгу стоит поискать.
  • pv· 2012-03-13 16:52:38
    «задействует четыре творческих метода: черный юмор, гротеск, жуткое и фантастическое» -- забыто основное: обнаружение красоты, эстетической самодостаточности
  • Assa Novikova· 2012-03-13 17:56:57
    "кубриковы фетиши" -это прекрасно)
Читать все комментарии ›
Все новости ›