Типичная поза героя, которую мы еще сегодня можем видеть на плакатах, рекламирующих укрепляющее средство для неврастеников: плечи словно каменные, торс наклонен, ноги широко расставлены.

Оцените материал

Просмотров: 14964

«Демонический экран» Лотте Айснер

Татьяна Алешичева · 25/11/2010
На русском вышел основополагающий труд по истории немецкого кино

Имена:  Лотте Айснер

Фрагмент обложки книги Лотте Айснер «Демонический экран»

Фрагмент обложки книги Лотте Айснер «Демонический экран»

Лотте Айснер – кинокритик, историк раннего немецкого кино и легендарная личность, в которой пассионарность уживалась с аналитическим складом. Ее обожал другой пассионарий – Херцог: когда она сильно занемогла, он придумал себе зарок – совершить пешее паломничество из Мюнхена в Париж, к Лотте, во имя ее выздоровления. Для Херцога Айснер была связующим звеном между поколениями немецких режиссеров. Она лично знала всех великих: Эйзенштейна, Гриффита, Штернберга, Чаплина, Мурнау, Ренуара, даже братьев Люмьер и Мельеса. Искусствовед по образованию, Айснер начала регулярно публиковаться как кинокритик в 1927году в ежедневной газете Film-Kurier. С приходом к власти нацистов в 1933-м она бежала во Францию, сблизилась с Ланглуа, а в 1945-м стала главным архивариусом французской Синематеки и прослужила на этом посту тридцать лет, не гнушаясь никакой работы (собственноручно продавала юным синефилам билеты в кино). Это, впрочем, не означало, что Айснер забросила кинокритику – она продолжала публиковаться и выступала с лекциями. Херцог впервые встретил ее на Берлинском фестивале: проходя мимо аудитории, он случайно услышал, как она читает лекцию – необыкновенный голос заставил его войти и слушать. В 1952 году Айснер издала программное сочинение «Демонический экран: влияние Макса Райнхардта и экспрессионизм», перевод которого только что вышел на русском языке.


Эта книга – такая же фундаментальная вещь для критики немецкого кино, как исследование Кракауэра «От Калигари до Гитлера» (1947)1. Сочинения Айснер и Кракауэра различаются методом – каждый смотрит на кино со своей колокольни. Социолог Кракауэр педалирует общественно-политическую составляющую, для него кино – феномен, отражающий не только «надстройку», массовое сознание, но и «базис», какие-то вполне материальные процессы общественной жизни.

Айснер пишет о фильмах с позиций искусствоведа: кино для нее существует в неразрывной связи с другими искусствами. Разбирая фильмы, она постоянно подверстывает к анализу отсылки к литературе, живописи и театру. Со страниц книжки обрушиваются аллюзии на романы Гофмана и Майринка – когда она пишет о фантастических сюжетах, двойниках и оживающих предметах в ранних немецких фильмах. И к рембрандтовским гравюрам – когда говорит о светотени. Ее манера описывать словами изобразительную сторону фильма – конструкцию кадра, постановку света, «мир зеркал и теней» в декорациях – дает поразительный эффект: с Айснер в качестве проводника парадоксальным образом можно увидеть едва ли не больше, чем собственными глазами. Профессиональным взглядом она отмечает планы, ракурсы, особенности освещения – и объясняет, как они работают и что означают. Иными словами, Айснер учит зрителя смотреть и понимать увиденное.

Вернер Херцог беседует с Лотте Айснер и рассказывает о своем паломничестве в Париж


В предисловии Айснер раскрывает свой инструментарий, противопоставив историческому описательному подходу аналитический. Эволюцию режиссеров она рассматривает не в банальном хронологическом порядке, но в контексте развития разных стилей. Например, глава о Пабсте называется «Экспрессионистский дебют режиссера-реалиста», одна из глав посвящена альянсу Мурнау с каммершпиле (таковым, по мнению Айснер, является «Последний человек»). Отдельно разбираются «приключенческие» фильмы Ланга и костюмное кино Мурнау («Тартюф»). Айснер четко обозначает границы своего исследования – с 1918 по 1926 год, с милейшей оговоркой, что начальную стадию развития немецкого кино она опускает, потому что застала ее в еще не вполне сознательном возрасте.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • eva_007· 2010-11-27 18:55:50
    Спасибо!
    Очень заинтересовали!
  • zidd· 2010-11-28 00:34:15
    спасибо
Все новости ›