Оцените материал

Просмотров: 20731

ММКФ: фильм закрытия – «Джонни Д.»

Виктория Никифорова · 29/06/2009
Джонни Депп все-таки не Роберт Де Ниро. Майкл Манн потратил два с половиной часа экранного времени, чтобы донести до нас эту нехитрую истину

Имена:  Джонни Депп · Майкл Манн

©  Евгений Гурко

Майкл Манн

Майкл Манн

На пресс-конференции в «Ритце» Майкл Манн пел осанну цифровым технологиям и видеокамерам Sony, по $6 тысяч штука. Они, мол, помогают добиться невероятного эффекта присутствия, а Манн хотел, чтобы его фильм про знаменитого бандита эпохи Великой депрессии зрители не смотрели как костюмное кино, а почувствовали бы себя прямо там, внутри 1930 года. С другой стороны, цифровые технологии позволяют экспериментировать с цветом и светом и добиваться точно тех колористических решений, которые режиссер придумал изначально. На словах это звучало хорошо — вдумчивый Манн вообще на каждый вопрос отвечал подробно и совершенно очаровал журналистов, простивших ему даже часовое опоздание на пресс-конференцию.

Но на экране эксперименты классика с новыми технологиями выглядели… э-э-э… странновато. Вот идет, например, сцена в суде, и видно, как оператор суетится вокруг актеров: и за ухо им заглянет, и под мышку, камера подрагивает, в глазах рябит — сплошная «Догма», короче. Создает ли это эффект присутствия? Да ни на минуту. Потому что в кадре присутствует Джонни Депп, а вообразить себя в одном с ним пространстве — это никакого воображения не хватит. Перенестись в 1930 год куда проще.

©  UPI

ММКФ: фильм закрытия – «Джонни Д.»
Время от времени Манн принимается экспериментировать с цветом. Выглядит это почему-то всегда неожиданно. Словно режиссер поснимал-поснимал и вдруг вспомнил: картинку-то отфотошопить можно. И тут уж как развернется! Пустырь перед тюрьмой, а над пустырем небо такой химической синевы, что прямо слезы наворачиваются. Сад в цвету, по саду бежит бандит, а уж цветы такой неземной красоты, — просто «Запретное царство» какое-то. И тут уж, конечно, не до эффекта присутствия.

Интрига «Джонни Д.»… Кстати, простой зритель на полном серьезе воспринимает русское прокатное название как сокращение от Джонни Деппа, вовсе не заморачиваясь Джоном Диллинджером и его трагической судьбой. Так вот: интрига «Джонни Д.» заметно напоминает классическую манновскую «Схватку». Полицейский, вернее, суперагент возникающего на наших глазах ФБР Мелвин Первис (Кристиан Бэйл) гоняется за грабителем банков Джоном Диллинджером (Джонни Депп). Грабитель в финале погибает — не так, правда, эффектно, как Де Ниро в «Схватке». Там был незабываемый общий план, а в «Джонни Д.» ради все того же эффекта присутствия режиссер заставляет героя умереть на совершенно неромантичном крупном плане перед камерой, елозящей в нескольких сантиметрах от лица, измазанного ненастоящей кровью.

©  UPI

ММКФ: фильм закрытия – «Джонни Д.»
Никаких сложных и тонких отношений, никакой химии, никаких намеков на двойничество между героями Бэйла и Деппа даже не возникает. Каждый существует в своем пространстве, каждый дует в свою дуду. Надо отдать Манну должное — с актерами он и впрямь работает великолепно и даже из фантастически бездарного Бейла (которого мы тут на OPENSPACE.RU не устаем полоскать) выжимает и проблески мыслей, и некоторые эмоции. В роли Первиса Бэйл даже слегка пошевеливает лицевыми мускулами, а то я уж было решила, что ему в раннем детстве неудачно вкололи ботокс. Джонни Депп старается еще больше, но — увы и ах — роль эта совершенно не в его амплуа, как сказали бы в старом провинциальном театре.

При всем нашем уважении к создателю Джека Воробья, понятно, что играть Джонни Депп умеет ровно двух персонажей — романтичного юношу и забавного фрика. Буквально все его роли — это перепевы все тех же героев. И ровно то же самое он демонстрирует в «Джонни Д.», нисколько не сообразуясь с тем, что его герой был крутым и жестоким бандитом. Половину экранного времени Депп дает романтику, изображая нечеловеческую любовь к своей подружке-гардеробщице (Марион Котийяр). А половину — и это самые симпатичные эпизоды фильма — он шалит на манер Джека Воробья: распевает идиотские песенки, чтобы повеселить перепуганного заложника, шутит с журналистами на пресс-конференции в тюрьме, прогуливается забавы ради по полицейскому участку, все сотрудники которого убежали на спецоперацию по его поимке.

©  UPI

ММКФ: фильм закрытия – «Джонни Д.»
Диллинджер был своего рода Робин Гудом для американской публики, практически все эти смешные сцены действительно имели место в истории и выглядят очень органично. На сцене в суде, где матерый адвокат ловко отмазывает Диллинджера от всех прегрешений и выбивает для него кучу поблажек, зрительный зал просто стонет от смеха.

Но позвольте, это же Майкл Манн. Он снимает серьезный эпический фильм про «бандита 19 века, оказавшегося в веке 20-м». У нас же тут и сложная личность Джона Гувера — «политически я ему не симпатизирую, но не отрицаю, что он сделал очень важное и нужное дело, он создал ФБР». И процессы централизации, проходившие не только во властных структурах, но и среди бандитов: мафия, или, как тогда ее называли, Синдикат, сплачивается, переключается на законные виды деятельности и отказывается поддерживать романтического одиночку Диллинджера. «Сходные процессы централизации, — рассказывал Манн, — происходили в тридцатые и в Германии, и в России, и в Италии». Ну да, конечно.

Но в фильме все эти эпические темы существуют отдельно от Джонни Деппа. А когда Депп пытается все-таки соответствовать историческим реалиям, изображать крутого бандита и давать Роберта Де Ниро, начинается просто ужас. Депп хмурит бровки, надувает губки и выглядит обиженным на весь свет пожилым мальчиком. Что-то ошибся на этот раз Майкл Манн с кастингом.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • rikko· 2009-07-01 18:28:07
    хахах..отвратительная рецензия..такое чувство, что автор просто терпеть не может Джонни Деппа, который вообще-то великий и талантливый актер..не переношу такие рецензии, где текстовое пространство используют исключительно для того, что выразить свою личную неприязнь к какому-либо актеру.
  • salus-rex· 2009-07-07 11:37:25
    автор, ты прекрасен. настолько же фантастически прекрасен, насколько фантастически бездарен бейл
  • Ab· 2009-07-07 16:33:33
    Ох, не угадали, уважаемая г-жа Никифорова, контекста...
    Не "Схватку" герои имитировали, и не героя "Пиратов Карибского моря" Депп изображал. Манн пытался подражать/заигрывать с самым кассовым фильмом последних лет - "Темным рыцарем". Поэтому у Диллинжера шрам на щеке. Поэтому в проекте "Бэтмен"-Бэйл задействован. Депп, кстати, Леджера хотел у Гиллиама заменить. В одном из эпизодов "Джонни Ди" Депп говорит шоферу "Ты что такой серьёзный?"

Читать все комментарии ›
Все новости ›