Херцог не был бы Херцогом, если бы в его картине не появился крокодил-альбинос с совершенно иным, далеко не гуманистическим, месседжем.

Оцените материал

Просмотров: 50414

Что смотреть (и не смотреть) в декабре?

Мария Кувшинова · 02/12/2011
Альфредсон, Полански, Херцог и еще один Макдонах, не хуже прежнего

Имена:  Вернер Херцог · Джон Майкл Макдонах · Роман Полански · Томас Альфредсон

Что смотреть (и не смотреть) в декабре?
«Однажды в Ирландии». Режиссер Джон Майкл Макдонах
С тех пор как схлынул поток подражателей Тарантино, в жанре постмодернистской криминальной комедии выступают или самые неинформированные, или самые талантливые, пренебрегающие любыми условностями, авторы. Джон Майкл Макдонах, брат драматурга и режиссера Мартина Макдонаха («Залечь на дно в Брюгге»), кажется, относится ко вторым. Гениальный Брендан Глисон играет в этом фильме ирландского полицейского, которому вместе с присланным из США агентом ФБР (Дон Чидл) предстоит перехватить судно с крупной партией наркотиков. Ирландец груб, циничен, не пытается смягчить формулировки, любит и уважает проституток, хорошо знает, но недолюбливает Достоевского. Американец вежлив, принципиален и не учитывает местную специфику (самостоятельно отправившись на расследование, он получает ответ на гэльском: «Со своим английским езжай в Лондон»). В картине много литературных и кинематографических аллюзий, присутствует бесконечное упоение жанром и его искажениями, и о ней довольно трудно сказать что-то еще, не испортив заранее впечатления от просмотра. В российский прокат фильм с предельно интенсивными диалогами выходит в переводе Гоблина, так что, возможно, впечатление испортят совсем не восторженные рецензии.

«Шпион, выйди вон!». Режиссер Томас Альфредсон
Журнал Sight&Sound уже успел включить «Шпиона», премьера которого состоялась на фестивале в Венеции, в число лучших картин года. Этот триллер по роману Ле Карре со зловещей детской считалочкой в названии — первая англоязычная работа шведского режиссера Томаса Альфредсона, автора оригинального «Впусти меня». Снимая детектив о поисках советского агента в узком кружке руководителей британской внешней разведки, режиссер идеально стилизует 1970-е, впервые в полной мере раскрывает талант русской артистки Светланы Ходченковой и (что интереснее всего) воссоздает мироощущение человека, существующего на передовой двухполярного мира (подробнее о фильме — здесь).

«Резня». Режиссер Роман Полански
Еще один венецианский конкурсант — камерная инсценировка пьесы Ясмины Реза «Бог резни», в которой две семейные пары выясняют, зачем сын одних врезал сыну других и что за этим может последовать. В процессе выявления общих врагов обе пары и каждый из четверых по отдельности обнажают свои личные проблемы. Отчаянно комикующие Кристоф Вальц, Джоди Фостер, Кейт Уинслет и Джон Си Рейли создают на экране жутковатую летопись семейных неурядиц и неразрешимых экзистенциальных кризисов (подробнее о фильме — здесь).

«Пещера забытых снов». Режиссер Вернер Херцог
Первый эксперимент Херцога-документалиста в 3D, от которого не стоит ждать эффекта «Аватара» или даже «Боя с тенью 3D». Фильм снят с использованием недорогих технологий в пещере Шове на юге Франции, где тридцать тысяч лет назад кто-то оставил три сотни хорошо сохранившихся наскальных рисунков. Пещера закрыта для посетителей, в нее могут попасть только ученые — ну и Херцог, который за свою долгую и бурную творческую жизнь попадал в места гораздо более опасные и таинственные. Свои исследования пограничных состояний режиссер бесконечно продлевает во времени назад, вместе с экспертами пытаясь проследить тот момент, когда человек, еще завернутый в шкуру и живущий во мраке, превратился в человека. Донести наскальные следы этой трансформации до современного зрителя — просветительская задача режиссера, но Херцог не был бы Херцогом, если бы в его картине не появился крокодил-альбинос с совершенно иным, далеко не гуманистическим, месседжем.

«Развод Надера и Симин». Режиссер Асгар Фархади
Лауреат «Золотого медведя» на Берлинском фестивале 2011 года. Совсем еще не старые Надер и Симин, родители девочки-подростка, принимают решение развестись, поскольку она хочет эмигрировать, а ему надо сидеть с больным отцом. Развестись в Иране не так просто, начинаются разбирательства и семейные тяжбы. Взаимоотношения поколений, тонкий психологизм, приоткрытое окно в чужую реальность, столь непохожую и похожую на нашу, достоверность и визуальный минимализм — еще пара таких лауреатов, и станет окончательно понятно, что Берлинский фестиваль ничем не отличается от Московского.​

 

 

 

 

 

Все новости ›