Цитата перестала быть единицей членения кинематографического текста, она превратилась в букву, дух и все, что между буквами.

Оцените материал

Просмотров: 68869

Что смотреть в мае?

Мария Кувшинова · 28/04/2011
«Ханна» Джо Райта, «Пастырь» с Полом Беттани и два прошлогодних каннских конкурсанта
Что смотреть в мае?
Майский прокат замирает в ожидании новых «Пиратов Карибского моря» и второго «Кунг-фу панды» и совсем не замирает в ожидании «Цитадели»: на Михалкове уже оттоптался всякий, имеющий клавиатуру — возможно, разговор о фильме на этот раз выйдет более спокойный. Также в пару к «Цитадели» какие-то добрые люди выпускают в прокат «Освенцим» Уве Болла, «содержащий реалистичные сцены пыток и массовых казней».


«Ханна. Совершенное оружие». Режиссер Джо Райт
Девочка-подросток (Сирша Ронан) с отцом (Эрик Бана) живет в лесу, убивает оленей, изучает единоборства, иностранные языки и готовится к некой миссии. В один прекрасный день папа, кивнув дочери, включит радиопередатчик, и в лесную избушку ворвется американский спецназ. Миссией Ханны окажется месть, а объектом мести — высокопоставленный агент ЦРУ, одинокая рыжая женщина, помешанная на обуви и электрических зубных щетках (Кейт Бланшетт).

Есть повод подумать о том, почему героиней нашего времени стала условная «Убивашка», девочка, несущая смерть в кулаке или на острие клыков. Однако «Ханна» Джо Райта, автора двух предельно современных, технологичных, но при этом тонких и вдумчивых экранизаций (Джейн Остин и Иэна Макьюэна), интересна не только в аспекте коллективного психоанализа.

Удивительно, но больше всего «Ханна» напоминает первый фильм о Борне (2002) — американском суперагенте, который после долгого сна очнулся в полусказочной Европе, где предельно сжаты расстояния между швейцарскими банками, садом Тюильри, собором Святого Петра и пряничным домиком Гензеля и Гретель (Мэтт Дэймон, кстати, одного из братьев Гримм позднее сыграл у Гиллиама). Героиня Сирши Ронан, также увлеченная сказками братьев, очень похожа на Борна: совершенное оружие, не знающее ни своего происхождения, ни назначения, она блуждает по Старому Свету — от северных лесов до песков Южной Африки, от побережья Испании до полуразрушенного детского парка где-то в Германии (интересно, кстати, что похожая работа есть и у ее антагонистки Кейт Бланшетт — «Шарлотта Грей» Джиллиан Армстронг).

Джо Райт всегда очень внимательно относился к деталям, к костюмам — и в этот раз параноидальную атмосферу в городских эпизодах у него создают нарисованные на стенах граффити: десятки широко раскрытых глаз. Одна из драк происходит среди грузовых контейнеров — это очень кинематографичный объект (и символ глобализации к тому же); во время финального поединка в детском парке злодейка появляется из пасти гигантского Cерого волка. Все эти изобретения доставляют удовольствие, как и присутствие на экране троих исполнителей главных ролей, как и комические эпизоды, связанные с семьей английских путешественников: либеральные мама и папа, маленький сын и омерзительная девочка-подросток, помешанная на знаменитостях (и это другой, отличный от Ханны, тип «опасной девочки»).

Однако в целом фильм Райта кажется слишком затянутым, перенаселенным второстепенными персонажами и немного утомительным. Несколько разочаровывает и повисающий в воздухе финал — хвост явно оставлен под сиквел, которого, похоже, уже не будет.


«Пастырь 3D». Режиссер Скотт Чарльз Стюарт
Война с вампирами окончена, победили люди, старые города разрушены, люди живут в новых, похожих на Лос-Анджелес из «Бегущего по лезвию...» или летнюю Москву. В связи с победой передовой отряд обороны — орден монахов-пастырей — распущен. Однако на дальних рубежах неспокойно: кто-то напал на семью фермеров, родителей убил, а дочь похитил. Отставной пастырь (Пол Беттани) понимает, что война вот-вот начнется снова.

«Пастырь» — второй после «Легиона» совместный фильм Стюарта и Беттани, снова с уклоном в религиозный мистицизм; британский актер здесь, по сути, опять играет своего фанатика из «Кода да Винчи» — только доброго.

Сюжет и диалоги просты, как топор мясника (разговор монахини из того же отряда с главным героем: «Почти каждую ночь мне снится война. А когда мне не снится война, мне снишься ты»), ничто не отвлекает от главного: изобретательных трюков и не менее изобретательных экспериментов с возможностями 3D.

Фильм начинается с рисованного пролога, который нашему зрителю напомнит советскую мультипликацию (например, «Сказание про Игорев поход»). Однако техника, характерная для двухмерной анимации, тут используется в 3D — и графичные изображения располагаются на экране в несколько слоев. Еще одно интересное решение: в одном из эпизодов солнечный блик (то есть, по большому счету, брак изображения) также сделан трехмерным, а это уже практически авангард в широком прокате.

«Пастырь» похож на десятки или даже сотни других фильмов — от упомянутого «Бегущего...» до «Чужих» и «Безумного Макса»; цитата перестала быть единицей членения кинематографического текста, она превратилась в букву, дух и все, что между буквами. Авторы «Пастыря» беспрепятственно заимствуют из необъятного голливудского контекста, но им (что бывает не так уж часто) удается создать цепочку оригинальных аттракционов, каждый из которых интересно и не скучно разглядывать.


«Служанка». Режиссер Им Санг Су
Глянцевый ремейк классической «Служанки» Ким Ки Ёна: бедная девушка попадает в дом очень богатых, беззаботных и оттого приятных людей, и, как парвеню в романах Оксаны Робски, приносит своим рублевским хозяевам одни беды. Подробнее о фильме — в прошлогоднем репортаже с Каннского фестиваля. Оригинальную (по-настоящему страшную) «Служанку» по-прежнему можно легально и бесплатно посмотреть на сайте Mubi.



«Еще один год». Режиссер Майк Ли
Как и «Служанка», фильм Майка Ли показывали в прошлом году в каннском конкурсе, и там он стал абсолютным фаворитом критиков (что свидетельствует скорее о консерватизме критиков). Самое точное определение фильма там же, в Каннах, дал кто-то из коллег: «Еще один фильм Майка Ли». Это очень тонко написанная и сыгранная семейная история — счастливая пожилая пара опекает и журит своих родственников и знакомых разной степени неудачливости; если есть желающие с головой погрузиться в жизнь простых людей с простыми проблемами (вроде женитьбы или смерти), то вам сюда.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Vladimir Zakharov· 2011-04-28 18:46:00
    а этот Пастырь он по корейскому комиксу еще. то есть там даже больше букв.
Все новости ›