Пусть Анджелина Джоли – плохая актриса, зато во время просмотра «Туриста» кажется, что от ее выбора зависит решение вечного вопроса: может ли красивая женщина полюбить задрота исключительно за преданность и доброту.

Оцените материал

Просмотров: 67622

Что смотреть в январе?

Мария Кувшинова · 27/12/2010
Несколько хитов новогоднего проката и Вуди Аллен под конец месяца

Имена:  Андрей Кончаловский · Вуди Аллен · Джозеф Косински · Роман Каримов · Флориан фон Доннерсмарк · Франсуа Озон

Что смотреть в январе?
 

«Отчаянная домохозяйка» (Франция). Режиссер Франсуа Озон
Франсуа Озон измучил даже своих поклонников чередой бессмысленных картин, но в «Отчаянной домохозяйке» (в оригинале «Трофей», «трофейная жена») он возвращает нам все долги, причем с авансом. Катрин Денев в своей невозмутимой манере играет тут идиотку-домохозяйку, которая беседует с птичками и пишет стихи (ровно как героиня «Поэзии» Ли Чан Дона, но без альцгеймера). Действие происходит в конце 1970-х (со всеми костюмными и интерьерными вытекающими), ее муж (Фабрис Лукини) владеет и руководит фабрикой по производству зонтиков. Фабрику потрясает рабочая забастовка, и отчаянная домохозяйка (диковатый, но на самом деле адекватный перевод российского дистрибьютора) неожиданно оказывается выдающимся менеджером и политиком. Картину Озона жалко забалтывать – это редчайшее стопроцентное удовольствие, совершенное и (что редкость) осмысленное развлечение, виртуозно нашинкованное колоритными персонажами, великолепными актерами и комплексом мелко нарезанных и легкоусвояемых социально-психологических проблем (одна из самых забавных – да, забавных – сюжетных линий посвящена гомосексуальному инцесту). Ну, и еще это немного мюзикл.

«Трон» (США). Джозеф Косински
«Трон: Наследие» относится к числу фильмов, которым не нужны рецензии: все, от мала до велика, все равно поплетутся его смотреть. Целевая аудитория при этом явно мальчики от 10 до 13 лет.

Главный герой фильма – обаятельно туповатый, как это теперь принято в крупнобюджетных блокбастерах, сын программиста Кевина Флинна (Джефф Бриджес), который в первой серии «Трона» (1982) впервые в истории кино проникал в виртуальное пространство. Спустя двадцать лет молодой человек находит пропавшего отца там же, в кибернетической вселенной; тот живет отшельником в компании полуцифрового-полубиологического существа как бы женского пола – оно самозародилось здесь, в клаустрофобичном мире. Управляет этим миром не Флинн, а его виртуальный двойник Клю (тоже Бриджес, но жутковато омоложенный при помощи спецэффектов) – злодей, восставший против своего органического близнеца-создателя.

Надежды на то, что в картине о виртуальной реальности 3D наконец-то получит концептуальное обоснование, сбылись не вполне – трехмерности здесь как раз обескураживающе мало (примерно половину «Наследия» можно спокойно смотреть без очков). Со сценарием, что для Голливуда уже скорее норма, тоже проблемы: никаких особенно выразительных конфликтов нет, существует робкий намек на романтическую линию, основной аттракцион – гонки на неоновых мотоциклах. Идея с новыми формами жизни, возникающими в цифровом мире, любопытна, но не получает серьезного развития.

На протяжении всего фильма не покидает желание прямо сейчас посмотреть вместо «Трона» любую, даже третью серию «Матрицы».

С первоисточником (тоже далеко не блестящим в смысле сценария, но и сейчас будоражащим воображение своей неказистой восьмидесятнической эстетикой) Косински и его команда обходятся предельно бережно, всячески его пестуют и цитируют. Забавно, что первый «Трон» был снят компанией Disney в надежде заполучить аудиторию, открытую и возделанную «Звездными войнами», – и в «Наследии» двадцать лет спустя виртуальный клон Кевина Флинна инверсирует знаменитую реплику Дарта Вейдера, с большой значительностью произнося: «Я не твой отец». Тогда у «Диснея», кстати, ничего не получилось, возможно, получится теперь.

«Турист» (США – Франция). Режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
Первый голливудский проект режиссера довольно популярной, хотя и не выдающейся «Жизни других» только что провалился в американском прокате, уволакивая с собой на дно суперуспешных до этого момента исполнителей главных ролей – Анджелину Джоли и Джонни Деппа. Причин провала может быть несколько. Фильм (вольный ремейк «Неуловимого» Жерома Салля), во-первых, рассчитан не на десятилетнего, а скорее на пятнадцатилетнего зрителя (что уже катастрофа). Во-вторых, здесь нет 3D.

В-третьих, уже серьезнее, у «Туриста» очень размытый жанр: исходные данные и плакат вызывают противоречивые ожидания, многие зрители получают не то, на что настроились, и уходят разочарованными.

Анджелина Джоли играет тут подругу крупного мошенника, который украл деньги у британского гангстера, окружившего себя шайкой убедительных восточноевропейских уркаганов. Мошенник скрывается, за девушкой следят Интерпол и бандиты, в надежде на то, что прохиндей вызовет ее к себе. Наконец это происходит, и в поезде, следующем из Парижа в Венецию, она для отвода глаз подсаживается к аутичному туристу-математику (Джонни Депп). В рамках нового волнующего знакомства ему придется изрядно попыхтеть, сбегая по венецианским крышам от преследователей.

Криминальный – или даже шпионский – триллер, на который приходят большинство зрителей, фон Доннерсмарк сразу отметает за ненадобностью: ему слишком сильно хочется снимать комедию с элементами мелодрамы. Уже в очень серьезной «Жизни других», выдающей ужас западного немца перед загадочными агентами Штази, был совершенно блистательный гэг: одну и ту же пьесу героя-драматурга сначала инсценировали в соцреалистической манере, а потом, после падения Берлинской стены, – в диковатой авангардистской.

В «Туристе» все самые смешные шутки связаны с неадекватностью и коррумпированностью итальянской полиции, снобизмом итальянских официантов и глупостью итальянских плейбоев (в эпизодах задействованы местные суперзвезды – сын своего отца Кристиан де Сика и Рауль Бова).

Мелодраматическая линия (которая особенно огорчает тех, кто взыскует криминального триллера) выражается в постоянной и мучительной рефлексии главной героини, которая в сердце своем не может сделать выбор между глубоко отрицательным мошенником и глубоко положительным математиком (пусть Анджелина Джоли – плохая актриса, зато во время просмотра «Туриста» кажется, что от ее выбора зависит решение вечного вопроса: может ли красивая женщина полюбить безнадежного задрота исключительно за преданность и доброту?)

Словом, чтобы получить удовольствие от «Туриста» (а это более чем возможно), нужно понимать, что данный фильм – суперэкономичный вариант турпутевки в Венецию, а также мелодрама и комедия, с минимальным пиф-пафом. (Интервью с фон Доннерсмарком читайте на OPENSPACE.RU в ближайшие дни.)

«Щелкунчик 3D» (Великобритания – Венгрия). Режиссер Андрей Кончаловский
После тотального провала в Америке и первых московских показов «Щелкунчик» Кончаловского у нас назначили воплощением чего-то ужасного, еще более ужасного, чем «Утомленные солнцем – 2». Между тем ничего особо страшного (кроме того что он снят старшим братом самого непопулярного общественного деятеля современной России) в этом «Щелкунчике» нет, это вполне рядовая новогодняя сказка, ее автор много читал, видел и думал, неизбежно инкорпорируя результаты своих раздумий в ткань произведения. Впрочем, все аллюзии на современное искусство и историю XX века вряд ли будут замечены рядовым зрителем, который может пожаловаться лишь на то, что действие моментами гудит и пробуксовывает, а Юлия Высоцкая совсем, совсем не так хорошо играет, как готовит.

«Неадекватные люди» (Россия). Режиссер Роман Каримов
Картина дебютанта Каримова получила главный приз фестиваля «Окно в Европу», но по стечению обстоятельств привлекла к себе мало внимания (ей, например, помешало то, что показ в Выборге проходил одновременно с пресс-конференцией Алексея Балабанова по «Кочегару» – часто именно от таких случайностей зависит судьба проекта и его создателей).

«Неадекватные люди» – симпатичная мелодрама с элементами комедии, по киноязыку и проблематике сильно напоминающая независимое американское кино: ничего не происходит, но что-то все-таки происходит; формат «Санденса» (у нас похожие фильмы ежегодно в количествах показывают на «Амфесте»). Качество изображения (при минимальном бюджете) – соответствующее, на удивление высокое; в «Неадекватных людях» можно без оговорок опознать кино, а не урезанный до стандартного хронометража сериал (как это обычно бывает у нас с мелодрамами). Главный герой в исполнении театральной звезды Ильи Любимова покидает родной Серпухов, после того как становится виновником автокатастрофы со смертельным исходом. По совету друга-психоаналитика (Евгений Цыганов) он переезжает в Москву, устраивается на работу в глянцевый журнал и нехотя начинает дружить с новой соседкой – не по годам циничной и сообразительной старшеклассницей (совершенно замечательная Ингрид Олеринская). Дружба имеет понятные последствия, но не без препятствий. Несмотря на стандартный для нашего кино набор: глянцевый журнал, тридцатилетний клерк, автокатастрофа, – «Неадекватные люди» на удивление не раздражают условностями. Окружающая героев реальность здесь построена аккуратно – ровно настолько, чтобы не отвлекать от романтической линии. Герои произносят свои реплики тихой скороговоркой, но в их словах почти нет словесного мусора – все по делу и некоторые по-настоящему остроумны. Имеется как минимум один феерический второстепенный персонаж – неудачливый ухажер главной героини, типический модный придурок, в котором ближе к концу неожиданно обнаруживается нечто человеческое. Возможно, фильму стоило быть как минимум на 15 минут короче, но в целом его просмотр не является бессмысленно убитым временем.

«Ты встретишь таинственного незнакомца» (США – Испания). Режиссер Вуди Аллен
Еще более легкомысленный по форме и еще более трагический по содержанию фильм Вуди Аллена, который в свои 75 больше не пытается скрывать от себя и других весь ужас, одиночество, бессмысленность и трагичность человеческой жизни. В «Незнакомце» Наоми Уоттс играет жену подающего надежды писателя (Джош Бролин), который никак не может написать роман и слишком много времени уделяет соседке (Фрейда Пино). Отец главной героини (Энтони Хопкинс) только что развелся ради пергидрольной «актрисы» – его бывшая жена с горя немедленно впадает в самую бульварную форму мистицизма. Все попытки переменить участь заканчиваются не то чтобы плохо, а скорее никак – везет только стопроцентным идиотам, ибо их есть Царствие небесное. Тот, кто смотрит фильмы Вуди Аллена, потому что они кажутся ему милыми комедиями, смогут посмеяться, но недолго и негромко. Те, кто обожают Наоми Уоттс и Джоша Бролина (если такие существуют в природе), смогут насладиться их бенефисами.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:17

  • zurab· 2010-12-27 19:32:43
    Мария! Вы неплохо справились с обзором. Но, во-первых, Наоми Уоттс - хорошая актриса, и у неё, конечно же, есть поклонники (я например), а во-вторых - Озон никого, кроме вас, не измучил. Очень хорошо, что у вас есть мнение. Я не призываю вас к конформизму. Просто выбирайте другие формулировки, и будете казаться тонким и требовательным знатоком, а не пишущим подростком. Простите, если что не так.
  • nebrosko· 2010-12-29 00:20:36
    мне кажется, террор в адрес колумнистов (Марии, в особенности) перешел уже все мыслимые пределы..

    пора прекращать, господа.
  • pv· 2010-12-29 04:36:37
    "Юлия Высоцкая совсем, совсем не так хорошо играет, как готовит" -- пора, пора прекращать, дамы и господа, включать этот самый комп и играть в ящик, нетерпеливо переключая кнопки тв-пульта ... право, покоя сердце просит -- вдали от всех братьев-режиссеров и сестричек-лисичек... кстати, насчет "мыслимых пределов": либо г-н nebrosko не в курсе Теории (пределов, разумеется), либо... даже неудобно как-то такое произносить... еще не начинал собственно мыслить... ах, да, я зачем пришолта? с наступающим, Новым Годом поздравить!
Читать все комментарии ›
Все новости ›