На Юппер всегда приходится смотреть со смесью ужаса и восхищения.

Оцените материал

Просмотров: 56987

Что смотреть в декабре?

Мария Кувшинова, Мария Терещенко · 02/12/2010
«Иллюзионист» Шоме, новая роль Юппер и наследие ранних 1980-х

Имена:  Джозеф Косински · Жанна Лабрюн · Изабель Юппер · Сильвен Шоме · Том ДиЧилло · Чан Ань Хун

Что смотреть в декабре?
В кинотеатральном прокате все меньше интересных названий, остается надеяться, что это сезонная, а не стратегическая проблема


«Иллюзионист» (Великобритания – Франция). Режиссер Сильвен Шоме
Второй полнометражный фильм Сильвена Шоме сильно отличается от полюбившегося многим «Трио из Бельвиля»: вместо абсурдного юмора и симпатичных нелепостей здесь нежнейшая лирика, изысканная красота кадра и ностальгическое ретро. В основе фильма старый сценарий Жака Тати, рассказывающий про пожилого неудачливого фокусника, чьи иллюзии давно перестали занимать публику. Однажды, гастролируя в забытой богом шотландской деревеньке, иллюзионист знакомится с наивной девочкой-уборщицей, которая принимает простенькие трюки за настоящую магию. Чтобы не разрушать ее веры, герою приходится устроить нешуточный иллюзион, однако, увы, древний советский девиз «чудо надо делать самому» не становится утешительным финалом для этого полного печали фильма.
М.Т.

«Особые отношения» (Франция). Режиссер Жанна Лабрюн
Любой фильм с Изабель Юппер в главной роли – событие, но не любой, увы, по факту заслуживает просмотра. В «Особых отношениях» Юппер играет дорогую проститутку, принимающую клиентов на строгих условиях и по высокой ставке. Ее история развивается параллельно с историей тучного психоаналитика, линии показательно зарифмованы: оба берут деньги за одинаковые, по сути, услуги. Юппер переодевается то в японскую школьницу, то в доминатрикс, то в домохозяйку из 1950-х, каждым своим костюмом как бы иллюстрируя некую девиацию из учебника по сексуальной психологии. И в этой, первой, части смотреть картину довольно интересно. Над женщиной, в свободное от работы время ведущей жизнь преуспевающей представительницы среднего класса, нависает тень Катрин Денев – не только «дневной красавицы», но и героини «Шербурских зонтиков», «Девушек из Рошфора» и даже отчасти «Отвращения». Юппер, как и Денев, воплощение холодности, но это разные оттенки льда; в «Особых отношениях» снова хорошо заметно, как под броней бурлит нерастраченная агрессия – Юппер всегда вынуждает смотреть на себя со смесью ужаса и восхищения. Однако во второй части фильма Лабрюн разрушает собственное изящное (психоанализ – проституция) построение и сворачивает в сентиментальную драму об исправлении нравов. Выясняется, что главная героиня не чужда литературы и вообще хочет уйти из профессии, и для этого ей нужен психоаналитик. Встреча двух героев состоится, но для окончательного исцеления придется ввести еще несколько персонажей, в том числе страдающих синдромом Дауна.
М.К.

«Норвежский лес» (Япония). Режиссер Чан Ань Хун
Старательная экранизация ностальгического романа Харуки Мураками про студента Ватанабе, которому от друга-самоубийцы досталась в наследство эмоционально неустойчивая подруга (Ринко Кикучи из «Вавилона»). В фильме много величественных пейзажей, на фоне которых особенно очевидна хрупкость и одиночество отдельного человека. Тем посетителям московских суши-баров, которые чувствуют себя тонкими знатоками японской культуры, можно посоветовать текст переводчика Мураками Дмитрия Коваленина на сайте журнала «Сеанс» – он нашел в картине вьетнамского режиссера Хуна (из авторского кино перешедшего в массовое) недостатки и достоинства, едва уловимые для непосвященных.
М.К.

The Doors. When You Are Strange (США). Том Дичилло
Дичилло – независимый американский режиссер, сценарист и продюсер, единомышленник и соавтор Джармуша. Его собственные режиссерские работы – комедии из жизни околокиношной богемы; они отчасти напоминают и Джармуша, и Вуди Аллена, но отчетливо не лишены индивидуальности и авторского почерка. Своим первым фильмом «Джонни-замша» Дичилло фактически открыл Брэда Питта.

Документальный фильм о группе The Doors был год назад показан на фестивале «Санденс» и сопровождался наивным закадровым комментарием автора; в прокатной версии появился другой, более осмысленный и подробный текст в исполнении Джонни Деппа. Главная ценность фильма (помимо песен The Doors, которые бесценны) – многочисленные игровые и документальные кадры; даже удивительно, что их осталось так много: съемки концертов, гримерок, телевизионные интервью, случайная хроника, какие-то игровые фильмы с Джимом Моррисоном, которых никто никогда не видел и которые выглядят на экране как современная драматизация. Из всего этого визуального многообразия Дичилло составляет грамотную полуторачасовую нарезку, историю появления и гибели одного гения – ее будет интересно смотреть тем, кто про The Doors знает мало, но и фанатов она совсем не разочарует.
М.К.

«Трон. Наследие» (США). Режиссер Джозеф Косински
Новый «Трон» в прокате явно претендует на статус и кассу «Аватара» – судя по ролику (полной версии еще пока никому не показали), в нем будут бряцать трехмерными орудиями и злоупотреблять компьютерной графикой. По идее, выход картины должен вызвать волну интереса к первому «Трону» – первому фильму с компьютерными спецэффектами, виртуальным пространством и совершенно завораживающей в своей наивности эстетикой. Снятая в 1982 году картина про программиста, проникшего в компьютерную систему в качестве вируса и вступающего в борьбу с местным диктатором, настолько опередила свое время, что к числу ее «наследия» можно причислить почти всю последующую киберфантастику, а также компьютерную анимацию и сотни музыкальных видеоклипов периода раннего MTV.
М.К.

 

 

 

 

 

Все новости ›