Оцените материал

Просмотров: 30520

Ум короток

04/12/2008
В прокат выходят «Женщины» и обещают собрать хорошую кассу. Спор о женском кино ведут ВИКТОРИЯ НИКИФОРОВА и МАКСИМ ЭЙДИС

©  Централ Партнершип

Ум короток
Женское кино вообще в моде. Но почему же оно такое глупое? — возмущается Виктория Никифорова (За). Нет, это возмутительный предрассудок — Максим Эйдис, как истинный джентльмен, за женщин заступается (Против).
ЗА
Виктория Никифорова

«Женщины» — это ремейк одноименного фильма Джорджа Кьюкора про непростые отношения четырех подруг. Но версия Дайан Инглиш выглядит не столько оммажем фильму 1939 года, сколько калькой с «Секса в большом городе», только «Женщины» слегка постарше. Главная фишка фильма в том, что ни одного персонажа мужского пола в нем нет (если не считать новорожденного, но он появляется уже на финальных титрах и погоды не делает). Любопытно. К интересу критическому примешивается интерес гендерный.

Ну что сказать про «Женщин»? На самом деле это фильм про мужчину. Главной героине изменяет муж, и все два часа экранного времени тетеньки пытаются понять, что теперь делать — возвращать ли злодея, разбираться с разлучницей или остаться в гордом одиночестве и самореализоваться уже, наконец, на пятом-то десятке.

©  Централ Партнершип

Ум короток
Других проблем у «Женщин» нет. Их гламурная жизнь протекает в богатых особняках и многокомнатных квартирах на Манхэттене. Естественно, они не сеют, не жнут, а занимаются симпатичными дамскими хобби: одна работает в глянцевом журнале; другая — модельером; третья несколько лет назад выпустила книжку, да никак не соберется написать вторую; четвертая рожает детишек. В свободное от хобби время тетеньки увлекаются шопингом — «Женщины» довольно навязчиво рекламируют дорогой магазин «Сакс».

Собственно, так живут практически все героини новейших женских фильмов — подружки из «Секса в большом городе» знать не знают про рецессию, а героиню Мерил Стрип в «Мамма миа!» совершенно не пугает падение цен на европейскую недвижимость, в том числе на ее очаровательную гостиницу на греческом островке. Они живут в своем отдельном мире, где несть ни печали, ни воздыхания, лишь Prada бесконечная.

©  Централ Партнершип

Ум короток
«Женщины» — комедия, но с шутками там плоховато. Было бы совсем плохо, если бы не модель: в женских комедиях модели все равно что тещи в мужском фольклоре — смешно по определению. Модель живет с героиней Джады Пинкетт-Смит (это тоже такой типаж — чернокожая, пишет книжки — значит, лесбиянка без вариантов). Модель очень злая, а почему? Потому что голодная. Во время приема даже салфетку жует. Ну да, смешно.

Чтобы любить такие фильмы, нужно иметь мозг амебы. Между тем сухая статистика говорит, что они пользуются успехом. Женское кино имеет устойчивый зрительский спрос. «Секс в большом городе» и «Мамма миа!» вошли в топ-10 по кассовым сборам — несмотря на традиционное убеждение американских мейджоров, что женское кино кассы не делает. Бессюжетные и бессмысленные «Сумерки» Кэтрин Хардуик, которые так язвительно высмеял Максим Эйдис, окупили свой бюджет в первый же уик-энд и на этом останавливаться не собираются.

Отечественные фильмы для девочек тоже стараются не отставать. В этом году в добавление к «Питеру FM» мы увидели «Плюс один» той же Бычковой и «Русалку» Анны Меликян. Не касаемся их художественных достоинств. Но идейно это классическое девочковое кино — все красиво, душевно, не отягощено смыслом и не имеет никакого отношения к реальной жизни.

{-page-}

©  Централ Партнершип

Ум короток
Вот зрительница пишет о том, как ей понравился фильм «Сумерки»: «прекрасное кино, можно помечтать, посмеяться и немного подумать». Ключевые слова — «немного подумать». Главное тут — не перетрудиться, не подумать больше, а то вдруг мимические морщины появятся?

Круг тем для раздумий у героинь и зрительниц женского кино крошечный — такое впечатление, что они живут не в глобальном мире, а в провинциальном гареме. «Я тоже мечтала в молодости», — вздыхает в фильме «Женщины» мать героини, забинтованная, как мумия фараона (она только что сделала подтяжку и из-за обезболивающих впала в меланхолию). Ну-ка, ну-ка, о чем же она мечтала? Может, сделать какое-никакое открытие, выиграть состояние на бирже, войти в совет директоров или хотя бы просто завести полдюжины детей и вырастить их в приличных людей? «Я мечтала о большом доме, о красивых вещах…» И что, это всё?

©  Централ Партнершип

Ум короток
Тетеньки, оглянитесь кругом. В мире происходит много чего интересного. Обама рубится с Маккейном, «Зенит» — с «Ювентусом», мусульмане — с христианами, а атеисты — со всеми сразу. Нефть дешевеет, доллар дорожает. В жизни, ей-богу, есть кое-что еще, кроме сумок Prada, песен АBBА и красного лака оттенка «страстные джунгли».

И дело не в том, что тупость — общая беда мейнстрима. Как раз массовые киножанры в последнее время заметно поумнели. Режиссеры кинокомиксов ударились в философию. Комедии в моде умные — свидетельство тому продукция Апатова энд К°. Многие мейджоры до сих пор надеются добыть прибыль из интеллектуальных блокбастеров типа «Кода да Винчи». И только женское кино остается тихой заводью идиотизма.

©  Централ Партнершип

Ум короток


И ладно бы только коммерческое кино. Но ведь и в авторском кино, откровенно говоря, зачастую та же картина. Вон Юрий Гладильщиков вспоминает, как нешуточно терзался на фильме Клер Дени «Что ни день, то неприятности» — как же, тетенька своих любовников кушает. Не знаю, я на этом фильме спала. Точно так же, как и на псевдопорнографическом «Романсе» Катрин Брейя. Авторское женское кино оно ведь как делается? Приходит в голову режиссеру какой-нибудь эротический образ второй свежести. Например, Катрин Брейя придумала связанную женщину, а Марина де Вон — голую женщину в крови. Ну и показывает эту картинку как можно чаще, а к ней кое-как паровозиком пристраиваются другие кадры, не связанные ни мыслью, ни историей. Все идеи, все концепции этих авангардисток находятся обычно ниже пояса. Ничто другое: ни религия, ни политика, ни история — их не занимает.

Было ли когда-то иначе? Максим Эйдис тут воспевает великих женщин-режиссеров. Но, честно говоря, многие репутации сегодня кажутся раздутыми просто по гендерному признаку. Слава создается по принципу: ну как же, женщина, а вот сняла. Смогла типа. Ну разве можно сегодня всерьез считать киноклассикой «Ночного портье» Лилианы Кавани — странный анекдот про роман нациста и его подопечной из концлагеря? Уж не говоря про ее «По ту сторону добра и зла», где вся философия Ницше выводится из того простого факта, что у него были проблемы в половой жизни. Кого еще вспомним? Лени Рифеншталь? «Триумф воли», по-моему, может претендовать на звание самого скучного фильма всех времен и народов. И это агитка? Да после нее моментально пойдешь в антифашисты записываться, лишь бы такое кино не смотреть.

{-page-}

©  Централ Партнершип

Ум короток
Вообще, за целое столетие женских прав и свобод тетеньки как-то не очень пока ими воспользовались. Ну, если не считать, что они привели к власти Гитлера и голосовали за Сталина. В сфере же художественных достижений дела обстоят плоховато. Во всяком случае, ничем не лучше, чем во времена Джейн Остин и Эмили Дикинсон, когда о вольностях и правах и речи еще не было. Есть конечно имена бесспорные. Кемпион и Бигелоу, Шепитько и Муратова -- настоящие классики кино, спору нет. Но в сегодняшнем женском кино таким, как они, места нет.

Выход тут, конечно, не в том, чтобы права ограничивать — поезд уже ушел. Выход в том, чтобы не тупить специально. А то придет в кино девушка с мозгами, новая Шепитько, условно говоряЮ и кому она будет нужна? Какой продюсер даст ей денег, если у всех работает стереотип: женское кино — это много музыки, любви и идиотских шуток?


В довоенном американском кино был такой штамп изображения негров: добрые улыбчивые рабы, которые только и умеют, что бить чечетку да говорить «да, масса, конечно, масса». Нехороший стереотип, американцы давно от него отказались. Но современный штамп киногероини, которая не знает, как выглядят деньги и кто сегодня президент США, которая зациклена на своих «отношениях» и живет в каком-то вымороченном гламурном мире, на самом деле ничем не лучше.

Иду недавно по супермаркету, слышу — менеджер иностранного происхождения орет на молоденькую продавщицу: Use your brain! (Включи мозги!) Неполиткорректно, конечно, я даже хотела менеджеру замечание сделать. Но посмотрела на продавщицу, а в глазах у нее и впрямь такая пустота, что понятно — менеджер кричит просто от отчаяния. А чего тут удивительного? Может, девушка вчера «Сумерки» посмотрела и теперь под впечатлением ходит, ничего вокруг не видит.

©  Централ Партнершип

Ум короток
Use your brain, тетеньки! — хочется закричать, когда с экрана начинают лить мутный поток под названием «женское кино».

ПРОТИВ
Максим Эйдис

Честно говоря, когда редакция OPENSPACE.RU попросила меня защитить «женское кино» от нападок Виктории Никифоровой, мне стало даже немного неловко. Обычно под «женским кино» подразумевают глупые «сказочные» мелодрамы и комедии, снятые женщинами, но вот защищать плохое и фальшивое мне абсолютно не хочется — вне зависимости от гендерной принадлежности его создателя. Вдобавок самые известные «женские» сказки создавались обычно мужчинами — достаточно вспомнить недавних «Красотку» (режиссер — Гарри Маршалл, сценарист — Джонатан Ф. Лоутон), «Амели» (Жан Жене и Гийом Лоран) и, конечно, «Титаник» Джеймса Кэмерона. Можно сколько угодно кривиться и произносить сакраментальное «это не мое», но трудно не признать, что все эти фильмы сделаны на высоком уровне, это серьезное, профессиональное кино.

{-page-}

©  Централ Партнершип

Ум короток
Тут можно возразить — мол, на тысячу плохих фильмов «про любовь» приходится десять хороших, но вот их-то как раз и снимают только мужчины. Увы, даже такое выстраданное определение «женского кино» от противного рушится, если вспомнить, например, «Уроки танго» Салли Поттер, потрясающе красивую историю золушки-режиссера и принца — танцора аргентинского танго. Конечно, по-настоящему хороших фильмов среди «женских» мелодрам наберется не много. Но разве с боевиками, триллерами или фильмами ужасов дела обстоят как-то иначе?

Если честно, спорить о том, могут ли женщины вообще снимать хорошее кино, примерно то же самое, что всерьез обсуждать, бывают ли среди русских непьющие, следует ли сажать в тюрьму гомосексуалистов и можно ли встретить порядочного человека среди рыжих.

Но даже если забыть на время известную присказку о краже серебряных ложечек, вряд ли имеет смысл особо напоминать киноманам о таких режиссерах, как Алис Ги-Блаше, работавшая в начале прошлого века с Гомоном и Луи Фейадом; как Ида Лупино, снявшая вполне «мужской» нуар «Попутчик» (1953); как Кэтрин Бигелоу, чей «Сумрак» по праву считается лучшим вампирским фильмом 80-х, а драма «На гребне волны» и вовсе должна занять почетное место в топ-тен 90-х. Можно назвать еще десяток-другой всем известных имен: Лариса Шепитько, Кира Муратова, Лилиан Кавани, Самира Махмальбаф, София Коппола, Джули Теймор. Талантливые и непохожие друг на друга, снимавшие кино в разное время, в разных странах и в разных стилях, они давно уже доказали, что профессия режиссера женщинам вполне доступна.

©  Централ Партнершип

Ум короток
Что же касается аудитории всякой романтической (вернее, псевдоромантической) белиберды, то тут не поспоришь: да, такие фильмы обычно любят именно девочки-подростки, молодые барышни и не очень молодые тетеньки. В силу воспитания, традиций или еще каких-то небиологических причин (исследование которых оставим умным феминисткам) они более предрасположены к сказкам, в которых есть несчастная Золушка, принц и счастливый финал — с тортом, свадебным платьем и прочими радостями. Но при чем здесь кино? Это, знаете ли, к Фрейду. Так уж устроены люди: мальчикам — про смерть, девочкам — про любовь (можно и про несчастную, лишь бы про «настоящую»).

А хороших фильмов вообще снимается мало. В конце концов, бесчисленные «мужские» боевики (не говоря уже о «пыточном порно» вроде «Хостела») тоже не имеют никакого отношения к реальной жизни, не отягощены смыслом и не отличаются высокими художественными качествами. И совершенно непонятно: почему смотреть (и снимать) фильмы о греческих островах, богатом любовнике и сумочках Prada плохо, а наблюдать (и фиксировать на пленке) то, как маньяк перерезает женщине горло, — нормально.

©  Централ Партнершип

Ум короток
Но идиотский трэш, который из года в год плодит, например, Пол У.С. Андерсон, ни у кого не вызывает бури эмоций, как не вызывает его и снятая мужчиной (по новелле другого мужчины) красивенькая и пошлая мелодрама «Ночи в Роданте». Ну, «бывает». Кино на любителя. Никому даже в голову не приходит делать выводы о профессиональных и умственных способностях мужской половины человечества из-за существования одного, десяти, ста отдельно взятых идиотов.

Но уж если женщину угораздит снять слюнявую мелодраму, гламурную комедию или карамельную вамп-сказочку — тут уж пошло-поехало, «женщина за рулем», «женщина-режиссер», «женское кино»... Впрочем, вот это уж точно — разговор о порядочности рыжих.


Еще по теме:
«Сумерки» в прокате, 24.11.2008
Нина Цыркун. Революция комикса, 30.09.2008
Юрий Гладильщиков. О киношоке, 21.11.2008

Последние материалы рубрики:
Кризис — катастрофа или спасение? 7.11.2008
«Подмена» Иствуда, 15.10.2008
Виктория Никифорова. «Адмиралъ», 7.10.2008

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • cinepocalypse.ru· 2011-02-26 11:02:08
    Кстати, сейчас, спустя прорву времени, можно четко сказать: как кино "Женщины" провалились с треском, но денег принесли очень так неплохо.
Все новости ›