Оцените материал

Просмотров: 17758

Ситора Алиева: «У нас сформировалось новое поколение режиссеров»

Виктория Никифорова · 07/05/2009
Что вы нам можете рассказать о конкурсной программе этого года?

— За этот год я посмотрела 62 новых фильма, и из них мы выбрали 12 картин в конкурс. Любой фестиваль состоит из четырех составляющих — цитирую Жиля Жакоба, главного мирового фестивальщика: кинопрограмма, медийные системы, светская жизнь, кинорынок. На двадцатый год своего существования «Кинотавр» приблизился к этим стандартам.

Основной конкурс — это, конечно, сердце и душа «Кинотавра», но мне не менее дорог и конкурс короткометражных работ. За последние пять лет он стал больше привлекать и журналистов, и профессионалов, и кинорынок, и простого зрителя. Разумеется, продолжатся наши показы на площади, там будут не только общеизвестные хиты, но и фильмы молодых режиссеров, которые сумели собрать свои миллиончики в прокате. И конечно, ретроспективы. Я люблю историю кино, мы сотрудничаем с лучшими историками кино в нашей стране, со многими я училась во ВГИКе и безмерно ценю этот немодный сектор кинематографической деятельности. Раньше число наших ретроспектив доходило, вы не поверите, до шести. Сейчас, конечно, всё сократили. И тем не менее мы сможем показать программу, которая называется «Россия вне России». Подготовила ее доктор наук Наталья Нусинова. Здесь представлены ведущие режиссеры русской эмиграции первой волны — Яков Протазанов, Александр Волков, Виктор (Вячеслав) Туржанский, аниматор Владислав Старевич, актер и режиссер Иван Мозжухин. Я очень рада, что наконец-то мы сможем показать эти картины, которые хранятся в Госфильмофонде и раньше были доступны только узкому кругу профессионалов. Вторая ретроспектива посвящена «Мосфильму» и называется «Мосфильму — 85, и он все смеется». Особенность этой программы в том, что большая часть картин будет показана на площади в полночь. Мы ведь уже забыли, что это кинофильмы, и смотрим их исключительно по телевизору. Таким образом, мы возвращаем их на самый большой экран.

©  ИТАР-ТАСС

Желающие попасть на открытие Кинотавра, 1999 год

Желающие попасть на открытие Кинотавра, 1999 год

Но любой фестиваль — это не только фильмы и пресса, это еще и светская жизнь. Гламур и спонсоры — от этого никто никогда не уйдет: без друзей фестиваля не состоится праздник, не приедут звезды, не будет культурной программы, не сложится радостная атмосфера.

Четвертая важнейшая составляющая фестиваля — это кинорынок. Мы проведем серьезный «круглый стол» «Кинопроцесс после дефолта (1999—2008): итоги и уроки» и обязательно пригласим желающих на наши конкурсные показы.

В этом году у нас 6 дней показов и 12 конкурсных лент:
«Бубен, барабан» Алексея Мизгирева,
«Волчок» Василия Сигарева,
«Европа-Азия» Ивана Дыховичного,
«Кислород» Ивана Вырыпаева,
«Миннесота» Андрея Прошкина,
«Непрощенный» Клима Шипенко,
«Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина,
«Сказка про темноту» Николая Хомерики,
«Скоро весна» Веры Сторожевой,
«Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова,
«Сынок» Ларисы Садиловой,
«Я» Игоря Волошина.

В чем его особенность: все участники (кроме двух) конкурсной программы ранее приезжали на «Кинотавр». Борис Хлебников, Алексей Мизгирев, Лариса Садилова, Андрей Прошкин, Игорь Волошин — все они были нашими лауреатами. Все они выросли из наших программ. Например, когда-то я отобрала «Увольнение» Мизгирева. Он приехал в Сочи, познакомился с Сельяновым, запустился у него с фильмом «Кремень», и тот удивительно успешно прошел по всем мировым фестивалям, получил призы и в Марракеше, и в Чикаго. И вот теперь Мизгирев приезжает к нам со вторым своим фильмом. Мне кажется, что к 20-му «Кинотавру» сформировался контекст новой киногенерации, то есть поколение режиссеров, которым от 30 до 50 лет. Это поколение востребовано не только в России, но и за границей. Очень хочется, чтобы они продолжали работать, чтобы о них узнавал зритель и чтобы у их фильмов была хоть какая-то прокатная судьба.

Нет ли у вас опасения, что ваша «конюшня» авторов станет герметично замкнутой?

— Смешно, но этот вопрос можно адресовать и нынешнему Каннскому кинофестивалю. Мы в одинаковой ситуации. При том что в этом году было очень много дебютов, но они были гораздо хуже, чем предыдущие.

А в чем их проблема?

— Проблема в том, что у нас очень много непрофессионального кино. По всей видимости, это связано с низким уровнем кинообразования, с косным, застывшим, традиционно-советским менталитетом. Мир стремительно меняется, и в работах молодых я хочу почувствовать дыхание современности, внятное авторское высказывание и новые способы рассказа историй. Большая часть режиссеров, снимающих сегодня, делают очень традиционные, предсказуемые картины, которые можно смонтировать как один фильм.

©  ИТАР-ТАСС

Гость II фестиваля «Кинотавр» актер Савелий Крамаров, 1992 год

Гость II фестиваля «Кинотавр» актер Савелий Крамаров, 1992 год

Среди молодых нам очень не хватает таких ярких, цельных авторов, как, к примеру, Бакур Бакурадзе. Он ведь дал нам неординарный образ города («Шультес»), которого раньше просто не существовало. Мне поначалу казалось, что это не Москва, а Китай. И он дал образ героя, совершенно больного на голову, который оживает только в тот момент, когда ворует. Я влюбилась в этот фильм еще на стадии черновой сборки, когда никто и не думал, что он попадет в «двухнедельник режиссеров» в Канн. И это не потому, что мы, отборщики, такие проницательные. Наоборот, по отношению к российским фильмам мы страдаем излишним снобизмом.

Но это, согласитесь, не без причины

— Да, бесспорно. Это ведь процесс нередактируемый. Есть рынок, туда пришли деньги, и эти деньги начали работать. Но нет серьезной интеллектуальной цензуры. Серьезные инвестиции требуют серьезного предварительного анализа. Мы все смотрим на Америку, берем с нее пример. Мое сравнение в данной ситуации выглядит глупо и некорректно, но все большие голливудские картины последних лет (кроме «Пиратов Карибского моря. Сундук мертвеца») снимались на деньги инвесторов, огромных финансовых корпораций. Не все студии называют их имена, но все рискуют. Они часто теряют деньги, но никто не прекратил процесс инвестирования, т.к. они всё возвращают рано или поздно. Российским инвесторам надо более вдумчиво, грамотно и точечно работать в сфере кинематографа и только с теми продюсерами, которые имеют профессиональное кинообразование, серьезный опыт работы и информированы в достаточной мере о работе мировой киноиндустрии, а не с теми, кто красиво и убедительно говорит и показывает склеенные ролики из лучших голливудских хитов. А серьезных продюсеров в стране, на мой взгляд, не более 10 человек.

 

 

 

 

 

Все новости ›