Оцените материал

Просмотров: 4345

5 фактов о режиссере Рое Андерссоне

Татьяна Алешичева · 03/06/2008
«Вон из профессии!» – сказал сам себе режиссер-классик

Имена:  Рой Андерссон

Лучший фильм, который идет сегодня в московском прокате, – это «Ты, живущий» Роя Андерссона. Шведский режиссер – не только живой классик, автор уникальных картин, полных минималистской поэзии и сюрреалистического юмора. Он еще и большой оригинал: считает Бергмана «перехваленным», ругает фон Триера, выпускает в среднем по фильму в десять лет и в свои 65 остается убежденным леваком.
1. В 1969 году убежденный левак Андерссон учился в киношколе и бегал по антивоенным демонстрациям, — а когда студентам выдали камеру и пленки для работы на семестр, они взяли и засняли акции протеста. А консервативный Бергман, в то время заправлявший в киношколе дисциплиной, выступал против студенческой активности в сферах, отличных от кино, и вел себя как завзятый сатрап. Вызвав на ковер Андерссона, он велел ему «не снимать левые фильмы». «Иначе вы никогда не сможете сделать художественный фильм, — сказал Бергман. — Я лично заставлю ученый совет остановить вас». После смерти классика в 2007 году Андерссон негласно провозглашен первым режиссером Швеции. Это не помешало ему, впрочем, остаться левым и сохранить плохую память о Бергмане. «Я считаю, его слегка перехвалили,» — говорит он о патриархе.

2. На Каннском фестивале в 2000 году случилось противостояние шведа и датчанина (которое Триер так смешно обыгрывал в сериале «Королевство»): Андерссон привез «Песни со второго этажа», а Триер — «Танцующую во тьме». «Золотая пальмовая ветвь» тогда досталась Триеру. И несмотря на то, что соперники обнялись и Триер даже посетовал на несправедливость жюри, перфекционист Андерссон до сих пор считает, что Триер — нахал, его фильмы сделаны на скорую руку, а «Песни со второго этажа» — лучше «Танцующей во тьме».

3. После провала в прокате фильма «Гиллиап» (1975 г.) Андерссон сказал сам себе: «Вон из профессии!» — и ударился в сьемки рекламных роликов. Они не только принесли ему достаточно денег для постройки собственной студии («Студия 24» занимает огромный дом в Стокгольме), но еще и определили стиль его игровых лент — притчевый и минималистский.

4. Когда в 2001 году Андерссон приезжал в Москву, то планировал посетить и Мосфильм — все-таки крупнейшая киностудия страны. Ему выписали пропуск на закрытую территорию студии, но потом забыли встретить на проходной, так что шведскому классику пришлось постоять за забором. Видимо, подобные недоразумения и порождают почву для анекдотов вроде «Приехал Хичкок на Ленфильм и воскликнул: “Какой ужас!”».

5. С фестивалями у Андерссона, кажется, вообще не задалось: «Шведскую историю любви» показали в Берлине, где она была номинирована на главный приз, но в то время Андерссон на волне студенческого левачества выступал с критикой германской политики и «Золотого медведя» так и не получил. Сейчас Андерссон считает, что протестное высказывание изжило себя как жанр, и предпочитает притчи и иносказания, которые работают не хуже прямой критики. Учитывая, как медленно, буквально годами снимает Андерссон каждый фильм, ему уготована типичная судьба классика без значимых фестивальных призов.

 

 

 

 

 

Все новости ›