Оцените материал

Просмотров: 45991

Новый фильм Дэвида Финчера

Виктория Никифорова · 04/02/2009
В прокат выходит «Загадочная история Бенджамина Баттона» — главный претендент на «Оскара» и главное разочарование этой зимы

Имена:  Дэвид Финчер

©  Каро Премьер

Новый фильм Дэвида Финчера
C cамого начала мы знали, что «Загадочная история Бенджамина Баттона» будет о том, как человек рождается стариком, а умирает младенцем. Потом три часа экранного времени мы ждем от этого нехитрого, прямо скажем, сюжета каких-то дополнительных извивов и неожиданной развязки. Это же Финчер! Это же человек, придумавший одного из самых неожиданных маньяков в «Семи» и раздвоивший своего героя в «Бойцовском клубе». В «Зодиаке», правда, показалось, что режиссер устал от эффектных сценарных ходов и приобрел вкус к линейным, неторопливо разворачивающимся историям. Но в «Баттоне» изначально заявлен такой многообещающий сюжет, что, кажется, от скуки мы гарантированы.

Что ж, сидим ждем. Что с того, что фильм начинается банальнейшей сценой: умирающая мать просит дочь зачитать свой дневник с перечнем грехов молодости? Господи, сколько мы уже видели этих дневников — от «Индианы Джонса» до «Мостов округа Мэдисон»! Ну ничего, это же не просто так. Это же Финчер. Тем более что завязка опять намекает на какие-то глубокие мысли, которые не замедлят воспоследовать. Сразу после Первой мировой войны нью-орлеанский часовщик устанавливает на местном вокзале часы, которые идут в обратную сторону. У часовщика сын погиб на войне. И вот стрелки бегут назад — сын возвращается с фронта. Трогательно и занимательно, не правда ли? Особенно если отвлечься от всех этих осточертевших часов, символизирующих ход времени, — от уэллсовского «Чужестранца» до коэновского «Зиц-председателя».

©  Каро Премьер

Новый фильм Дэвида Финчера
Одновременно с запуском волшебных часов рождается вполне чудовищный ребеночек, который выглядит как старичок. Перепуганный папаша подбрасывает его на порог местного дома престарелых, где дитя — морщинистый карлик в инвалидной коляске — проводит свои первые годы. «Сколько вам лет?» — «Семь». — «Ха-ха-ха». Предполагается, что уродец должен вызывать сочувствие, но он вызывает только любопытство — под килограммами грима и днями работы компьютерных графиков скрывается Брэд Питт, так ловко спрятался, голубчик, «найди Брэда и выиграй билет в Диснейленд!»

Будучи старичком, вернее, ребеночком, он знакомится с рыжей девочкой. Через десять лет она вырастет и станет балериной, через двадцать они будут жить вместе и родят девочку — ту самую, которая в первых кадрах зачитывает мамин дневник. Пока же на глазах молодеющий Баттон идет работать на небольшом буксире, зимует в Мурманске, где затевает роман с Тильдой Суинтон, воюет с подлодками (все на том же буксире, да-да, и нечего смеяться!), ухаживает за своей балериной (Кейт Бланшетт), но добивается ее только тогда, когда она попадает под машину и бросает танцевать.

©  Каро Премьер

Новый фильм Дэвида Финчера
Все это нечеловечески красиво снято — даже Мурманск. Атмосфера и стиль 20-х, 30-х, 40-х и далее по списку воссозданы правильно, пусть и без откровений. Без цитаты из «Дикаря», конечно, можно было бы обойтись, но зато любой поймет, что в данном эпизоде речь идет о 50-х. А Брэд Питт, действительно, чем дальше, тем больше становится похож на Марлона Брандо. Если «Баттон» и заслужил какие-то номинации, так это за работу художников и оператора. Но вот «лучший фильм» — это не к нему.

Рассказ Фицджеральда, на котором основан сценарий, очень смешон. Сценарист Эрик Рот, автор «Форреста Гампа», утопил историю в сантиментах. По сути, его «Баттон» — брат Гампа, еще один альтернативно одаренный субъект, активно впутывающийся во все события мировой истории. Сценаристы аккуратно обходят все фарсовые моменты сюжета, но шила в мешке не утаишь. Вот 16-летний (примерно) Баттон, выглядящий на все 70, заходит в бордель и задает жару местной девице, пораженной прытью старикана. А вот стареющая Кейт Бланшетт встречает молоденького на вид Баттона и по старой памяти затаскивает его в койку. Но ведь ее любовнику, на минуточку, уже под 70. Вряд ли он сможет ее порадовать, но авторы тактично этого не замечают. Когда же в финале герой превращается в новорожденного младенца и тупо таращится на свою престарелую жену (теперь уже мы отыскиваем под килограммами грима Кейт Бланшетт), в то время как за кадром звучит слезливый текст из ее дневника: «Я посмотрела в его глаза и поняла…» —не смеяться в голос просто невозможно.

©  Каро Премьер

Новый фильм Дэвида Финчера
Вообще подобный тип сюжета — большая история, увиденная через биографию одного странного человека, — работает только как сатира. Именно так за десять лет до «Гампа» и за четверть века до «Баттона» придумал Вуди Аллен своего «Зелига» — основополагающую историю про человека, барахтающегося в потоке времени. Над таким героем хорошо посмеяться. А идентифицироваться с ним, сочувствовать ему не хочется, как бы ни выжимали из нас слезу авторы.

Но если бы не эта слезливая манера изложения, разве заработал бы «Баттон» 13 номинаций на «Оскара»?

Посмотреть всю галерею

Последние материалы раздела:
Татьяна Алешичева. Новый фильм Сэма Мендеса, 28.01.2009
Виктория Никифорова. Том Круз показал «Валькирию», 27.01.2009
Виктория Никифорова. «Дикое поле»: премьера, 19.01.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • ozero· 2009-02-08 23:56:46
    "По сути, его «Баттон» — брат Гампа.." - и не просто брат, а близнец ! :
    "загадочная история Фореста Гампа" :
    http://www.gigglesugar.com/2715654
  • goga· 2009-02-12 11:58:05
    "Когда же в финале герой превращается в новорожденного младенца и тупо таращится на свою престарелую жену (теперь уже мы отыскиваем под килограммами грима Кейт Бланшетт), в то время как за кадром звучит слезливый текст из ее дневника: «Я посмотрела в его глаза и поняла…» —не смеяться в голос просто невозможно..."

    Очень удается, смею вас уверить!
  • Stinger· 2009-02-21 14:26:38
    ...тоже мне цензоры
Читать все комментарии ›
Все новости ›