Все услышали громовой голос современности. И речь ее была несвязной и неостановимой.

Оцените материал

Просмотров: 11857

Сорокинская ярмарка

Василий Корецкий · 05/06/2012
Первый день «Кинотавра» как тотальная инсталляция

©  Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Федор Бондарчук и Александр Роднянский во время церемонии открытия 23-го фестиваля «Кинотавр»

Федор Бондарчук и Александр Роднянский во время церемонии открытия 23-го фестиваля «Кинотавр»

В Сочи вообще популярно черное стекло — им тут любят облицовывать салоны красоты, лавки с одеждой и торговые центры, отчего город местами смахивает на некрополь. Но Стоунхендж из черных лайтбоксов, установленных на сцене сочинского Зимнего театра по случаю открытия 23-го «Кинотавра», больше всего напоминал произведения Нам Джун Пайка, попавшие в фильм «Прометей» — словно бы нефть звездных титанов превратила иронию раннего видеоарта в космическую серьезность Малевича. Ощущение тоталитарного футуризма стало почти осязаемым, когда под тревожную и одновременно бодрящую музыку в эту инсталляцию вошли Федор Бондарчук и Александр Роднянский, чтобы по памяти и чуть ли не экспромтом произнести сжатую речь. Роднянский тезисно перечислил список проблем, перед которыми стоит российский кинематограф (недоверие зрителя, тотальное наступление голливудских блокбастеров и т.п.), особенно подчеркнув ту цементирующую роль, которую должна играть культура для нации (впрочем, сегодня слово «нация» уместнее было бы заменить на «национальный рынок»). Бондарчук сухо и вежливо зачитал приветственное письмо президента, поначалу чуть запнувшись — было видно, что он сомневается: произносить ли вслух «Путин». Зал отреагировал вялыми аплодисментами. На лайтбоксах побежали профили Тарковского (в этом году — 80 лет со дня рождения режиссера). Кепка, усы, напряженный взгляд, растворяющийся в зерне старых фотографий, — портрет юбиляра дробился в супрематической мозаике ЖК-панелей и световых табло. В проеме между джинсами и усами возникала фигура певицы, внезапно полился русский фолк. Реальность начала плавиться — и символично, что это произошло в городе, имеющем статус новой южной столицы, едва ли не главном проекте путинской эпохи.

Чтобы сразу внести ясность — церемония открытия 23-го «Кинотавра» была лучшей за всю его историю. Не потому, что Алексей Агранович, режиссер всей этой аудиовизуальной феерии, сказал публике что-то важное — то есть важное, конечно, было сказано, но, похоже, вовсе не человеком. Постановщик оказался просто медиумом, казалось, что он, как Линда Блэр в «Экзорцисте», перевернулся через голову, открыл рот — и вдруг все услышали громовой голос современности. И речь ее была несвязной и неостановимой.

Помните эпизод из «Гаргантюа», когда путешественники случайно заносят в каюту корабля замороженные слова, а потом те разом оттаивают и падают на палубу? 3 июня в Сочи было то же самое. Словарь сегодняшнего дня — «государство», «нация», «духовность», «Тарковский», «прокуратура», «авторитаризм», «средний класс» просто транслировался со сцены — в произвольном порядке, без всяких намеренно подчеркнутых коннотаций, хотя и творчески преобразованный во внушительное аудиовизуальное произведение. Тут не было иерархий, а значит, не было синтаксиса — и смысла, соответственно. Всякое искусство подвержено политическим манипуляциям, кроме искусства, говорящего на языке этих манипуляций, — и с публикой в Зимнем в этот раз говорили не люди-манипуляторы, выбравшие именно такой сценарий шоу или поставившие именно такие фильмы на открытие фестиваля, но сам язык сегодняшней политики; коллективное бессознательное, во весь голос выкрикивающее все, что на слуху, что важно, что пульсирует в социальных сетях, в масс-медиа да и просто в воздухе. В записи церемонии этого практически не видно, но в зале стояло такое невероятное информационное напряжение, что казалось — мертвые могут восстать из могил.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • Aleks Tarn· 2012-06-05 17:22:29
    Жизнь-то не устаревает - устаревает газетный репортаж. Зачем же, спрашивается, подменять жизнь (и искусство как ее часть) газетным репортажем, а, г-н Корецкий? Это сообщает Вашим писаниям прискорбную плоскость свиного рыла, коей даже причудливость калашного ассоциативного ряда не помогает.
    Впрочем, замечу в Ваше оправдание, что грешите этим не только Вы. Нынче ведь что ни критик, то газетчик. Вот ужо перестанут гулять по бульварам - что тогда станется со всей бульварной продукцией? Непременно запишут в устаревшие, непремненно.
  • Polina Barskova· 2012-06-05 19:03:40
    я даже научилась регистрироваться ради такого случая (sic!), чтобы оказаться в роли комментирующего (то есть того, кто обычно называет меня насекомым) и сообщить нехитрое--замечательная статья, на мой вкус, оч наблюдательная, внимательная, доброжелательная и густая. Спасибо. ПБ
  • Aleks Tarn· 2012-06-05 19:49:17
    О! Вот это начинание можно только приветствовать. Не стоит пускать на самотек важное дело восхваления Опен Спейсовича. Если авторы сайта установят дежурство по хвалебным отзывам, проблему с качеством материала можно будет считать решеной. Молодец, Полина, так держать! "За что же, не боясь греха..."
Читать все комментарии ›
Все новости ›