Ни Параджанов, ни Тарковский были совершенно не в состоянии рассказать историю о том, как кто-то куда-то пошел и что из этого вышло.

Оцените материал

Просмотров: 22430

Что такое поэзия в кино

01/06/2012
Как кинематограф борется со своей литературоцентричностью? Рассказывает ЕВГЕНИЙ МАРГОЛИТ, историк кино, куратор знаменитых ретроспектив ММКФ «Социалистический авангард»

Имена:  Артур Войтецкий · Борис Яшин · Всеволод Пудовкин · Марлен Хуциев · Михаил Калатозов

©  Анна Всесвятская

Что такое поэзия в кино
Начнем с того, что в разные годы термин «поэтическое кино» понимался совершенно по-разному.

В 1927 году в статье «Поэзия и проза в кинематографии» Шкловский пишет: «Существует “прозаическое” и “поэтическое” кино, и это есть основное деление жанров, они отличаются друг от друга не ритмом, или не ритмом только, а преобладанием технически-формальных моментов (в “поэтическом” кино) над смысловыми, причем формальные моменты заменяют смысловые... Бессюжетное кино — есть “стихотворное” кино». Примером соединения первого и второго, эдаким кентавром у него выступает «Мать» Пудовкина — сначала это прозаическое кино, затем в конце фильма в двойной экспозиции показывают стены Кремля, и для Шкловского это уже поэзия, символика и метафорика, что выглядит немного смешно и натянуто. Тогда же к поэтическому кино относили и Довженко, и Червякова — а это совершенно разные режиссеры.

В начале 60-х Майя Туровская считает «основным принципом поэтического кино — иносказание, как попытку искусства в первом приближении определить еще не определимое логикой», а в качестве главного поэта у нее фигурирует Калатозов. В общем, термин «поэтическое кино» гуляет, пока не прилепляется к украинскому кино шестидесятых, к некоторому набору приемов, которыми делается история. В эти годы многие национальные кинематографы делают нечто похожее — в советском кино тогда происходило своеобразное восстание против литературоцентричности и за изобразительность.

Вот основные характеристики советского поэтического кино шестидесятых:

1) Статичный плоский кадр — как фреска.
2) Если кино черно-белое — то графическое, если цветное — то живописное. Т.е. непременно цветовое.
3) В основе фильма — либо фольклорный сюжет, либо история, восходящая к некоему мифу.
4) Сюжет — это мистерия.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:26

  • Katherina Grishina· 2012-06-01 17:17:09
    Насколько кино поэтично или прозаично зависит не только от создателей, но и от зрителя. Кому и эрзац- финал - мощная метафора. И не поспоришь.
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • Gennadiy Germanovitch· 2012-06-01 19:12:27
    "Что такое «Ливень» Бориса Яшина с точки зрения фабулы, прозы? Две бабы в конце войны делят одного контуженого мужика — вот вам и вся история". ТУТ ОШИБКА!!! Проверьте с Евгением Яковлевичем , фильм "Ливень" реально не об этом!
Читать все комментарии ›
Все новости ›