«Космополис» – разговорное кино с довольно сложным текстом, визуализированная публицистика, которая вряд ли развлечет поклонников Кроненберга.

Оцените материал

Просмотров: 46588

Кроненберг как марксист, Лозница как все, Бертолуччи как Бертолуччи

Мария Кувшинова · 25/05/2012
Завершается каннский конкурс – в последние дни показали «В тумане» Лозницы, «Космополис» Кроненберга и Post Tenebras Lux Карлоса Рейгадаса

Имена:  Бернардо Бертолуччи · Дэвид Кроненберг · Карлос Рейгадас · Леос Каракс · Сергей Лозница

©  65th Cannes Film Festival

Кадр из фильма «Космополис»

Кадр из фильма «Космополис»

Пятница, почти весь конкурс показан, но Канны-2012 так и остаются фестивалем одного фильма.

Внутренние рифмы — одна из причин, по которым Канны с их максимально простроенными программами вызывают аддикцию у посетителей. «Божественные моторы» Каракса закончились сценой в гараже: лимузины, весь день возившие людей, примеряющих на себя чужую шкуру, перед сном болтают, мигая фарами. Главный герой «Космополиса» Дэвида Кроненберга, путешествующий по Манхэттену точно в таком же лимузине, обращается к залу с вопросом: «Интересно, куда по ночам деваются все эти машины?» В зале начинается истерика.

Лимузин — не случайный образ. Дон Делилло, автор романа, который экранизирует Кроненберг, рассказал на пресс-конференции, что в конце 1990-х его удивило появление этих автомобилей на Манхэттене — в месте, наименее приспособленном для long vehicle. Так появился роман, а вслед за ним и фильм, в котором Кроненберг цитирует Манифест Коммунистической партии и отдает Нью-Йорк во власть антиглобалистов. Лимузин становится видимым, демонстративным символом непропорционального богатства, которое вызывает фрустрацию у тех, кто им не обладает.

©  65th Cannes Film Festival

Кадр из фильма «Космополис»

Кадр из фильма «Космополис»

Если бы «Космополис» появился десять лет назад, его можно было бы считать антиутопией; появившись сейчас, он воспринимается как сатирическое искажение мира сегодняшнего. Герой Роберта Паттинсона пытается прорваться в парикмахерскую, но город перекрыт из-за приезда президента США (едва ли не единственная антиутопическая деталь, которая для другого Космополиса является повседневностью). Юань, на который он делает ставку в биржевой игре, стремительно падает. Лимузин атакуют антиглобалисты, внутрь забираются второстепенные персонажи с программными (почти классицистическими) монологами о положении вещей, а современный художник в исполнении Матье Амальрика запускает в главного героя тортом.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • Boris Kuzminsky· 2012-05-25 19:15:16
    Юань и в романе Делилло, и в фильме Кроненберга не падает, а растет.
  • Sergei Zinevich· 2012-05-27 18:55:50
    "...кроме того, что по качеству картинки (грим, костюмы, глубина изображения) снятый с участием европейских специалистов...". Смешная рецензия.
    "красивый туман накрывает путников, напоминая иностранному зрителю о Тарковском;" Очень смешная рецензия.
  • neptun-b· 2012-05-27 23:34:22
    Что-то ни веточки "Божественным моторам" не досталось.
  • olegzhuk7897· 2012-05-28 01:08:38
    Не то что ни веточки - ни листика с веточки. Обычно так и бывает с фильмами, которые для критиков затмевают всё остальное. А жюри проявило завидную независимость. Ну и конечно, под руководством Моретти не преминуло отдать Гран-при итальянскому фильму. Всё логично.
Все новости ›