Мы сознательно выделили генерацию «новых тихих»: вы видите часть из них в конкурсе, а другую часть – в жюри. Мы их свели, и сегодня одни судят других.

Оцените материал

Просмотров: 12177

Ситора Алиева: «Необходима модернизация мозгов»

Василий Корецкий · 03/05/2012
Программный директор «Кинотавра» о конкуренции с европейскими фестивалями, новых задачах кинокритики и особенностях городской инфраструктуры Сочи

Имена:  Наталья Нусинова · Сергей Лаврентьев · Ситора Алиева

©  Предоставлено фестивалем «Кинотавр»

Ситора Алиева

Ситора Алиева

— Давайте начнем с концептуального вопроса. Как «Кинотавр» сейчас переживает свой довольно странный статус главного кинофестиваля страны, на котором фактически нет обычного зрителя — только представители индустрии?

— Да, обычный зритель у нас — на площади. Я хочу сейчас напомнить, что «Кинотавр» был заявлен и придуман как конкурс двух параллельных программ — кино для всех и кино не для всех. Со временем от этого пришлось отказаться. Наверное, тогда это действительно было правильно, потому что набирать картины для двух полноценных программ становилось все сложнее и сложнее. Но сейчас, как ни странно, я бы возвратила отдельный конкурс коммерческого мейнстрима — так как фильмы для широкой аудитории действительно снимаются и тоже требуют серьезной экспертизы.

— А вы набрали бы сейчас достойных картин на два конкурса?

— Я бы постаралась. Вы знаете, вопрос качества сегодня уже, как ни странно, для меня вторичен, гораздо важнее анализ самого кинопроцесса. Кинокритики сегодня должны быть эстетическими маяками и очень подробно и дотошно заниматься тем, что называется интеллектуальным контекстом, — темами, эстетикой, способами рассказа истории. Необходима новая стратегия критического восприятия, интеграция критика в кинопроцесс: как эксперт, как профессионал, он должен и может влиять на режиссеров, вести с ними диалог, указывать автору на его ошибки или достоинства, определять повестку дня — а не просто освистывать конкурсантов на пресс-конференциях. Вообще делать репрезентативную программу — это одно, а показывать только идеальные картины — это совершенно другое. Это две абсолютно разные реальности, два типа фестиваля. «Кинотавр» всегда показывал реальную ситуацию, какой бы она ни была, ту, которая существует на данный момент. Программа этого года отражает все позитивные и негативные процессы киноситуации в стране, все влияния — а их немало: и телевидение (стереотипность сериального мышления), и то, что называется современным искусством (размываются границы между документальным и игровым), и быстро меняющиеся технологии… Мне кажется, происходит медленное движение к зрителю — авторы перестают только самовыражаться и снимают более понятные публике истории, оставаясь на территории своего авторского кинематографа. Хороший пример такого движения — фильмы Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит» и «Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева. Даже Светлана Баскова, чье кино всегда считалось авангардным и радикальным, делает шаг навстречу зрителю — оставаясь в рамках своей стилистики и метода, конечно. Или один из дебютов этого года — «Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой: абсолютно европейское по духу кино, поднимающее вновь актуальные сегодня вопросы любви и веры, но снятое при этом на чисто российской фактуре.

Но если посмотреть всех победителей фестиваля «Кинотавр» за 22 года, вы увидите, что это очень достойные ленты. Например, именно благодаря «Кинотавру» когда-то прозвучал фильм «Брат». Этот фильм не имел телевизионной поддержки, он не рекламировался, но при этом собрал громадную кассу. Благодаря кому? Фестивалю и кинокритикам.

— Но ситуация с «Братом» — или с так называемой новой русской волной — это все-таки ситуация каких-то общих надежд, оптимизма по поводу перспектив отечественного кино. Сейчас же постоянно говорят об обратном — зрительской апатии, снижении посещаемости российских фильмов. Насколько в такой, не самой благоприятной, ситуации приз, полученный на «Кинотавре», может повлиять на прокатную судьбу? Никто ведь уже не ждет никакой «новой волны».

Читать текст полностью

КомментарииВсего:4

  • Iskandar· 2012-05-03 22:40:53
    Спасибо, за очень своевременное интервью, которое на глубоком и концептуальном уровне раскрывает современные тенденции развития кинематографа, как на индустриальном, так и на обычном зрительском уровне. Здесь интересно анализируется место российского национального кинематографа, выраженного в самых разных своих направлениях, в современном мире. Главное послание этого интервью заключается в поисках такой модели, когда развитие киноиндустрии будет сопровождаться поиском шагов по направлению к думающему зрителю на основе не только коммерческих интересов, но и, главным образом, на основе базовых эстетических принципов, основанных на раскрытии истинной природы человека. Именно это обстоятельство позволяет «Кинотавру» не только открывать новые имена, но и создавать условия для устойчивого развития и процветания российского кино. «Кинотавр» дает надежду на то, что российское кино способно воспроизводить тот духовный кинематографический импульс, который вселяет надежду на возрождение настоящих фильмов.
  • leopardik1· 2012-05-06 00:09:47
    .Все правильно,спасибо за интервью,я для себя много узнал и с интересом буду ждать новые интересные публикации после фестиваля.
  • Masha Lo· 2012-05-09 18:52:45
    У Костомарова и Расторгуева пока нет фильма "Я тебя не люблю". Есть только "Я тебя люблю"
Читать все комментарии ›
Все новости ›