Романтические надежды киевских коллаборационистов на украинскую самостийность обрываются первым же требованием вошедших в город немцев: «Говорите по-русски!»

Оцените материал

Просмотров: 40516

«Матч»

Василий Корецкий · 27/04/2012
Патриотическое кино забивает гол в собственные ворота

Имена:  Андрей Малюков

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Матч»

Кадр из фильма «Матч»

Новый фильм Андрея Малюкова относится к тому же бастардному и полумертвому жанру «ретро-патриотический боевик», в котором была выдержана и его предыдущая работа «Мы из будущего». Ждать каких-то особенных новостей от картины не стоит: «Матч» снят по достаточно известным продюсерским стандартам — лирическая пара звезд (Боярская — Безруков), фетишизм исторической реконструкции, патриотическая линия как повод для получения госфинансирования проекта (тут следует отметить, что снявшая «Матч» кинокомпания «Рекун» год назад вылетела из пула студий-мейджоров, получающих финансирование от Фонда кино, поэтому «Матч» получал финансирование через Минкульт как социально значимый проект), вполне голливудские жанровые штампы как приманка для зрителя (скорее воображаемого, чем реального) плюс маленькая режиссерская трейд-марка: украинский национализм в роли невольного участника борьбы сил света (русско-советского) и тьмы (германской).

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Матч»

Кадр из фильма «Матч»

Основой сюжета, как это обычно и бывает в военно-патриотическом кино, служит апокриф — в данном случае легенда о так называемом Матче смерти, сыгранном пленными футболистами киевского «Динамо» с профессиональной немецкой сборной (разумеется, матч в советском мифе закончился сокрушительной победой наших с последующим расстрелом советской команды). Оставим споры об исторической правде специалистам и энтузиастам, тем более что создатели картины и не претендуют на буквальную достоверность событий, ограничиваясь реконструкцией военной моды, убранства стадионов, а также фашистских зверств. Сама по себе объединенная тема футбола и нацизма представляется настолько актуальной и соответственно коммерчески привлекательной, что любые допущения тут могут только приветствоваться — так редко, в конце концов, создателям ура-российского кино удается найти кунштюк, связующий миф о великом прошлом с ключевыми вопросами настоящего. Увы — ухватив такую урожайную историю, режиссер Малюков и три стоящих над ним продюсера замирают в нерешительности: время «Матча» измеряется не витками саспенса (все, в принципе, знают, что футбол тут ничем хорошим не кончится, вопрос в том, как скоро всех перестреляют), но возможностями, которые утекают между пальцев создателей. Совершив мощный бросок в самом начале (романтические надежды киевских коллаборационистов на украинскую самостийность обрываются тут первым же требованием вошедших в город немцев: «Говорите по-русски!»), «Матч» тут же скатывается в унылую нациэксплуатацию: перекошенные от дармового сала лица оккупантов, показательные гекатомбы в Бабьем Яру, слезинка еврейской девочки и зловещее фрикативное «г» предателей Родины. Сколько можно.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›