Саспенс использовали и в немом кино – отсчет можно начинать с «Прибытия поезда» братьев Люмьер.

Оцените материал

Просмотров: 47934

Что такое саспенс

24/04/2012
Неисправимый хичкокианец, кинокритик МАКСИМ ЭЙДИС объясняет, почему саспенс – это не только Хичкок

Имена:  Альфред Хичкок · Дэвид Уорк Гриффит

©  Юлия Якушова

Что такое саспенс
Саспенс — ощущение напряженного ожидания; когда «дух захватывает». Если объяснять ребенку, то саспенс — это когда ты подпрыгиваешь на кресле в кинотеатре и шепотом кричишь: «Ну же, ну же, скорее!» или «Обернись, обернись!» То есть саспенс — некоторое «подвешенное» состояние, вызванное — в случае кино — происходящим на экране. Естественно, имеется в виду не подвешенность в пространстве, а подвешенность во времени — и техника создания саспенса напрямую связана с тем, насколько режиссер умеет растягивать или сжимать время, меняя его восприятие у зрителя.

В английском само слово (ударение, кстати, на второй слог) существует с XV века, произошло от лат. suspensus («подвешенный»). В 1952 году термин suspense впервые употребили для определения жанра: suspense thriller, suspense novel, suspense story.

По большей части саспенс используется, конечно же, в триллерах или в криминальных фильмах, то есть в тех жанрах, которые в советское время назывались «остросюжетным кино». Но сегодня в принципе трудно представить себе жанровый фильм, в котором нельзя было бы найти примеры использования саспенса. Впрочем, есть и примеры саспенса в так называемом авторском кино: например, фильм Тарковского «Жертвоприношение» во многом построен на саспенсе, не говоря уже о «Сталкере», который при желании можно было бы причислить и к триллерам. Но в целом авторское кино не стремится завладеть вниманием зрителя — скорее, наоборот, режиссеры демонстрируют, что они снимают принципиально незрительское кино, и принципы Хичкока, которыми во многом до сих пор руководствуются жанровые режиссеры (например, «продолжительность фильма определяется выносливостью мочевого пузыря»), для них неприемлемы.

Собственно говоря, саспенс — один из самых сильных приемов, позволяющих захватить внимание зрителя, и в то же время наоборот: саспенс по-настоящему начинает работать только тогда, когда зритель уже достаточно вжился в происходящее. Существует множество приемов создания саспенса в кино; все они сводятся к тому, чтобы зритель, во-первых, максимально отождествлял себя с героем, во-вторых — почувствовал себя в подвешенном состоянии, когда что-то вот-вот должно случиться. Здесь используются все возможные киносредства: съемка (например, крупные планы, субъективная камера), параллельный монтаж, тревожная музыка или звук (часто — тиканье часов, дыхание, биение сердца).

Эпизод фильма «Саботаж»; хрестоматийный пример хичкоковского саспенса. Мальчик везет бомбу, которая должна взорваться в 13:45


Саспенс, конечно же, использовали и в немом кино — отсчет можно начинать с «Прибытия поезда» братьев Люмьер (вспомним, что первые зрители максимально вживались в происходящее на экране), упомянув также триллеры Тода Браунинга (например, Outside the Law, 1920) или знаменитую сцену из романтической комедии Safety Last!, в которой Гарольд Ллойд висит на стрелке часов (1923). Опять же, первый опыт Хичкока в создании триллеров относится еще ко времени немого кино — «Жилец» (1926).

Гарольд Ллойд на стрелке часов в Safety Last!


Одним из первых, кто начал полноценно применять саспенс в кино, был Д.У. Гриффит: именно он стал первым использовать крупный план для достижения драматического эффекта, а также уделять внимание деталям, которые не только придавали фильму реалистичности, но и позволяли зрителям вжиться в происходящее, проникнуться сочувствием к персонажам. Также именно Гриффит первым по-настоящему творчески подошел к параллельному монтажу. С 1909 по 1912 год Гриффит снял серию короткометражек по единой сюжетной схеме; это были так называемые триллеры с эффектом «помощи в последний момент». Короткометражки не слишком отличались одна от другой: во всех случаях речь шла о человеке или группе людей, запертых в закрытом помещении, в которое стремятся проникнуть негодяи. В то же время благородные герои спешат на помощь несчастным — и, разумеется, поспевают вовремя. В первом фильме этой серии «Уединенная вилла» (ремейк французского фильма «Едва избежав опасности», где тоже использовался параллельный монтаж — правда, не так удачно) речь шла о женщине с детьми и гувернантке, в дом которых ломятся бандиты; в «Меньшем из зол» действие происходило в запертом трюме, в «Телеграфистке из Лондейла» — на телеграфной станции. Кстати, в ремейке «Телеграфистки из Лондейла», фильме «Девушка и ее верность», Гриффит продемонстрировал, что не только виртуозно владеет параллельным монтажом, но и совершенствует его для создания саспенса: в самом конце, когда паровоз преследует удирающих на дрезине грабителей, кадры становятся все короче и короче, нагнетая таким образом пресловутое напряжение.

Дэвид Уорк Гриффит. «Девушка и ее верность»


Другая важная составляющая эффекта саспенса — сценарий. Для Хичкока ключевым в нагнетании напряжения было то обстоятельство, что для достижения искомого эффекта зритель должен знать больше, чем знает герой. В интервью Трюффо он прямо говорит: «Для саспенса, как правило, необходимо, чтобы публика была хорошо осведомлена обо всех происходящих на экране событиях. По моему разумению, тайна редко обеспечивает саспенс. В классическом детективе, например, саспенса нет, там всего лишь загадка для ума. Детектив вызывает любопытство, лишенное эмоциональной окраски, а саспенс без эмоции немыслим. <...> Публику следует по мере возможности наиболее полно информировать. Зная, чего ему следует ждать, зритель невольно подготавливает себя к восприятию, что очень существенно для создания саспенсов».

«Незнакомцы в поезде»: пока положительный герой играет в теннис, отрицательный случайно выронил улику, которую должен подбросить на место преступления. Роль тикающих часов играет теннисный мячик. (См. здесь)

Хотя Хичкок и не был первым, кто использовал саспенс в кино, именно он сделал его своим основным приемом, превратив в фирменный знак, в примету своего стиля. И уж точно именно Хичкок подвел под методы создания саспенса теоретическую базу, описал их в своих лекциях и интервью. Гриффит, по всей видимости, использовал приемы саспенса неосознанно; для Хичкока же они были основой, авторским стилем. Кроме того, именно последний намеренно начал использовать юмор и иронию как в саспенс-сценах (когда в итоге ничего так и не происходит), так и вокруг них, для разрядки; сейчас такой прием — сочетание остросюжетных и комедийных сцен — постоянно используется в молодежных хоррорах.

Что происходит с саспенсом сейчас, после Хичкока? С одной стороны, развиваются технологии: например, после появления Dolby Digital, DTS и SDDS появились дополнительные возможности для создания эффекта присутствия. С другой — «цифровая революция» и появление жанра мокьюментари позволили усилить эффект реалистичности, создать у зрителя иллюзию, будто все происходит на самом деле, а значит, еще сильнее эмоционально затронуть его. Впрочем, со временем, как мы можем наблюдать, фильмы, снятые в стиле «утраченных пленок», перестают работать — то же самое произошло с традиционными техниками создания саспенса и привело, например, к тому, что Хичкок под конец жизни вовсе перестал снимать кино. Те приемы, которыми Хич пользовался на протяжении десятилетий, к середине 70-х стали вызывать у зрителей не панику, а взрывы хохота.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • keypalm· 2012-04-25 00:18:19
    очень плохо.. автор объелся кислоты?!
  • Vladimir Zakharov· 2012-04-25 00:47:05
    то есть до хичкока саспенс все использовали неосознанно и жанра такого не было. ок http://www.youtube.com/watch?v=zfgiUvBaosg
  • Esther Twentythree· 2012-04-25 03:36:28
    Володя,в тексте предполагается нечто немного другое, вы перечитайте еще раз. а фильм по ссылке отличный (особенно полиэкраны), спасибо за наводоку!
Читать все комментарии ›
Все новости ›