Саспенс использовали и в немом кино – отсчет можно начинать с «Прибытия поезда» братьев Люмьер.

Оцените материал

Просмотров: 47922

Что такое саспенс

24/04/2012
Неисправимый хичкокианец, кинокритик МАКСИМ ЭЙДИС объясняет, почему саспенс – это не только Хичкок

Имена:  Альфред Хичкок · Дэвид Уорк Гриффит

©  Юлия Якушова

Что такое саспенс
Саспенс — ощущение напряженного ожидания; когда «дух захватывает». Если объяснять ребенку, то саспенс — это когда ты подпрыгиваешь на кресле в кинотеатре и шепотом кричишь: «Ну же, ну же, скорее!» или «Обернись, обернись!» То есть саспенс — некоторое «подвешенное» состояние, вызванное — в случае кино — происходящим на экране. Естественно, имеется в виду не подвешенность в пространстве, а подвешенность во времени — и техника создания саспенса напрямую связана с тем, насколько режиссер умеет растягивать или сжимать время, меняя его восприятие у зрителя.

В английском само слово (ударение, кстати, на второй слог) существует с XV века, произошло от лат. suspensus («подвешенный»). В 1952 году термин suspense впервые употребили для определения жанра: suspense thriller, suspense novel, suspense story.

По большей части саспенс используется, конечно же, в триллерах или в криминальных фильмах, то есть в тех жанрах, которые в советское время назывались «остросюжетным кино». Но сегодня в принципе трудно представить себе жанровый фильм, в котором нельзя было бы найти примеры использования саспенса. Впрочем, есть и примеры саспенса в так называемом авторском кино: например, фильм Тарковского «Жертвоприношение» во многом построен на саспенсе, не говоря уже о «Сталкере», который при желании можно было бы причислить и к триллерам. Но в целом авторское кино не стремится завладеть вниманием зрителя — скорее, наоборот, режиссеры демонстрируют, что они снимают принципиально незрительское кино, и принципы Хичкока, которыми во многом до сих пор руководствуются жанровые режиссеры (например, «продолжительность фильма определяется выносливостью мочевого пузыря»), для них неприемлемы.

Собственно говоря, саспенс — один из самых сильных приемов, позволяющих захватить внимание зрителя, и в то же время наоборот: саспенс по-настоящему начинает работать только тогда, когда зритель уже достаточно вжился в происходящее. Существует множество приемов создания саспенса в кино; все они сводятся к тому, чтобы зритель, во-первых, максимально отождествлял себя с героем, во-вторых — почувствовал себя в подвешенном состоянии, когда что-то вот-вот должно случиться. Здесь используются все возможные киносредства: съемка (например, крупные планы, субъективная камера), параллельный монтаж, тревожная музыка или звук (часто — тиканье часов, дыхание, биение сердца).

Эпизод фильма «Саботаж»; хрестоматийный пример хичкоковского саспенса. Мальчик везет бомбу, которая должна взорваться в 13:45


Саспенс, конечно же, использовали и в немом кино — отсчет можно начинать с «Прибытия поезда» братьев Люмьер (вспомним, что первые зрители максимально вживались в происходящее на экране), упомянув также триллеры Тода Браунинга (например, Outside the Law, 1920) или знаменитую сцену из романтической комедии Safety Last!, в которой Гарольд Ллойд висит на стрелке часов (1923). Опять же, первый опыт Хичкока в создании триллеров относится еще ко времени немого кино — «Жилец» (1926).

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • keypalm· 2012-04-25 00:18:19
    очень плохо.. автор объелся кислоты?!
  • Vladimir Zakharov· 2012-04-25 00:47:05
    то есть до хичкока саспенс все использовали неосознанно и жанра такого не было. ок http://www.youtube.com/watch?v=zfgiUvBaosg
  • Esther Twentythree· 2012-04-25 03:36:28
    Володя,в тексте предполагается нечто немного другое, вы перечитайте еще раз. а фильм по ссылке отличный (особенно полиэкраны), спасибо за наводоку!
Читать все комментарии ›
Все новости ›