Уже в военных эпизодах «Счастья моего» бывший документалист Лозница беспощадно препарировал патриотический миф о войне.

Оцените материал

Просмотров: 47809

2012. Кто победит в Каннах?

Мария Кувшинова · 20/04/2012
Лозница, Кроненберг, Уэс Андерсон, Михаэль Ханеке и их соперники по главному кинематографическому соревнованию планеты

Имена:  Аббас Киаростами · Ален Рене · Дени Лаван · Джефф Николс · Дэвид Кроненберг · Жак Одиар · Изабель Юппер · Карлос Рейгадас · Кен Лоуч · Леос Каракс · Маттео Гарроне · Михаэль Ханеке · Сергей Лозница · Томас Винтерберг · Ульрих Зайдль · Уэс Андерсон · Эндрю Доминик

19 апреля в Париже была объявлена программа 65-го Каннского кинофестиваля, который пройдет с 16 по 27 мая. Мэрилин Монро, возникшая на фестивальном плакате, не обманула: конкурс получится преимущественно англосаксонским, что для этого фестиваля — редкость (прошлогодняя победа Терренса Малика воспринималась как триумф полузабытого на Круазетт американского кинематографа). В остальном — крупные авторы из условно экзотических стран, прославившиеся благодаря местной специфике, пересекают границы и снимают европейских актеров, в конкурс возвращается Дания и несколько давно не снимавших режиссеров, дебютов нет (зато три дебюта в «Особом взгляде»). Неожиданности вряд ли случатся, но кое-что заранее интригует.


«Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom), режиссер Уэс Андерсон
В принципе, можно дальше не читать и не смотреть: фильм открытия — очередной декоративно-инфантильный шедевр Уэса Андерсона с Франсуазой Арди на саундтреке, Биллом Мюрреем, Эдвардом Нортоном, Джейсоном Шварцманом, шестидесятнической романтикой, саркастическими школьниками и Романом Копполой в качестве соавтора сценария.

Трейлер фильма «Королевство полной луны»



«Ржавчина и кость» (De rouille et d'os), режиссер Жак Одиар
Триллер Одиара (в 2009-м он получил в Каннах Гран-при за «Пророка») — один из главных в этом году французских блокбастеров (с бюджетом более 16 млн). Литературная основа фильма — рассказы канадского писателя Крейга Дэвидса, в одном из которых герою откусывает ногу дрессированная косатка (дрессировщицу у Одиара играет Марион Котийяр).

Трейлер фильма «Ржавчина и кость»



«Божественные моторы» (Holy Motors), режиссер Леос Каракс

©  Cannes Film Festival 2012

Кадр из фильма «Божественные моторы»

Кадр из фильма «Божественные моторы»

Первый за 13 лет полнометражный фильм Каракса, который во времена «Токио!» (2008) жаловался, что работать в кино стало неинтересно, потому что в нем повывелись безумцы. Синопсис «Моторов» в этом смысле обнадеживает: некое существо по имени DL путешествует из одного тела в другое, становясь то нищим, то убийцей, то менеджером высшего звена. Судя по отрывочным данным, это с большой вероятностью будет «кино о кино». В картине снялись Ева Мендес, Кайли Миноуг, Мишель Пикколи и собственно DL — Дени Лаван.


«Космополис» (Cosmopolis), режиссер Дэвид Кроненберг

©  Cannes Film Festival 2012

Кадр из фильма «Космополис»

Кадр из фильма «Космополис»

Кроненберг экранизирует одноименный роман Дона Делило: Роберт Паттинсон играет миллионера, который бесконечно долго едет по Нью-Йорку в своем лимузине, по дороге теряя все свое состояние, почву под ногами и чувство реальности. Сын Кроненберга Брэндон дебютирует в параллельном «Особом взгляде» с «Антивайралом», там же показывают «Лоренс все равно», третью работу еще одного заметного канадца — Ксавье Долана, который, видимо, стал настолько крупным автором, что может себе позволить хронометраж 2 часа 40 минут.

Тизер фильма «Космополис»


{-page-}

 

«Газетчик» (The Paperboy), режиссер Ли Дэниэлс

©  Cannes Film Festival 2012

Кадр из фильма «Газетчик»

Кадр из фильма «Газетчик»

Дэниэлс — режиссер душераздирающего «Сокровища» (про большую черную женщину) и продюсер «Бала монстров» (про небольшого палача). Его новый фильм — экранизация романа, в которой репортер (Мэттью Макконехи) возвращается в родной город и нанимает своего брата-неудачника (Зак Эфрон) шофером — вместе они расследуют убийство шерифа, по дороге встречая странноватых людей (вроде героини Николь Кидман, которая ведет регулярную переписку с заключенными-смертниками).


«Ограбление казино» (Killing Them Softly), режиссер Эндрю Доминик
Австралиец Эндрю Доминик, некоторое время заменявший киноманам отсутствующего Малика («Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»), снова в главной роли снял Брэда Питта — его герой по поручению мафии идет по следу двух неудачников, ограбивших казино.


«Реалити-шоу» (Reality), режиссер Маттео Гарроне
«Реалити» — единственный итальянский фильм в конкурсе, судить который будет жюри под председательством Нанни Моретти. Гарроне — один из двух заслуживающих внимания относительно молодых итальянцев (второй, Паоло Соррентино, в прошлом году представил в конкурсе свой англоязычный дебют «Должно быть, это здесь»). Если «Гоморра» была расследованием неаполитанских махинаций с мусором, то «Реалити-шоу» — сатира на итальянское телевидение, монструозное порождение бесконечно долгой эпохи Берлускони.


«Любовь» (Amour), режиссер Михаэль Ханеке
Героев Ханеке часто зовут «Анна» и «Жорж» — это усредненные мужчина и женщина, и на этот раз они уже глубокие старики: Жорж — Жан-Луи Трентиньян, а Анна — Эммануэль Рива («Она» из «Хиросима, моя любовь»); их дочь, давно уехавшую за границу, играет Изабель Юппер. После того как Анна переживает инсульт, многолетняя любовь подвергается серьезному испытанию — и похоже, за сухими словами синопсиса стоит новое безжалостное высказывание режиссера, не щадящего ни стариков, ни детей.


«Беззаконие» (Lawless), режиссер Джон Хиллкоут
Как и Доминик, Джон Хиллкоут (режиссер антиутопии «Дорога») — австралиец, переосмысляющий американские жанры и культурные коды. Действие «Беззакония» происходит в 1930-е годы в штате Вирджиния, в фильме снялись все возможные звезды от Мии Васиковской до Гэри Олдмана, и заранее кажется, что без влияния Малика не обошлось и здесь.


«В другой стране» (Da-Reun Na-Ra-e-Suh), режиссер Хон Сан Су
В 2010-м председатель жюри «Особого взгляда» Клер Дени наградила главным призом картину Хона «Ха-ха-ха», после этого появился «Фильм Оки», а новая работа снята в основном на английском языке — с Изабель Юппер в главной роли (кажется, без посредничества Дени не обошлось).


«Вкус денег» (Do-Nui Mat), режиссер Им Сан Су

©  Cannes Film Festival 2012

Кадр из фильма «Вкус денег»

Кадр из фильма «Вкус денег»

Еще один корейский фильм в конкурсе, его автор — режиссер современной, выхолощенной и глянцевой «Служанки». Газета Variety пишет, что сам Им Сан Су считает новую работу продолжением предыдущей, а также — корейской версией «Уолл-стрит».


«Как будто влюбленный» (Like Someone in Love), режиссер Аббас Киаростами
Предыдущий фильм Киаростами, «Копия верна», был снят в Италии. Новый, названный по строчке старой поп-песни, — в Японии (в прошлом году в Венеции показали фильм другого иранца Амира Надери Cut, также снятый в Японии). Главный герой, пожилой преподаватель, встречает девушку-студентку, которая несложными путями зарабатывает себе на образование.

Трейлер фильма «Как будто влюбленный»



«Доля ангела» (Angel's Share), режиссер Кен Лоуч
Судя по описанию — снова трагикомедия, как и «В поисках Эрика»: главный герой, отец только что родившегося ребенка, чудом избегает тюрьмы, на общественных работах знакомится с такими же неудачниками — вместе они планируют изменить жизнь к лучшему, начав с посещения вискикурни.

{-page-}

 

«В тумане», режиссер Сергей Лозница
Уже в военных эпизодах «Счастья моего» бывший документалист Лозница беспощадно препарировал патриотический миф о войне; в интервью OPENSPACE.RU он снова указал на то, что никакого осмысления Великой Отечественной не происходит в России и сейчас, происходит воспроизводство брежневских штампов. В фильме по повести Василя Быкова про расправу над «предателем» Сущеней есть и русские сопродюсеры (помимо голландских, латвийских, немецких и белорусских), кроме того, как только что стало известно OPENSPACE.RU, Фонд Кино примет участие в постпродакшене и фестивальном продвижении картины – так что, вероятно, воспроизводство штампов можно считать временно приостановленным.


«За холмами» (Beyond the Hills), режиссер Кристиан Мунджиу

©  Cannes Film Festival 2012

Кадр из фильма «За холмами»

Кадр из фильма «За холмами»

В 2007-м картина никому не известного румынского режиссера «4 месяца, 3 недели и 2 дня» неожиданно получила «Золотую пальмовую ветвь» — и запомнилась как одно из самых пронзительных переживаний нулевых. «За холмами» — первый после пятилетнего перерыва полнометражный фильм Мунджиу; его товарищи по румынской «новой волне» уже пережили охлаждение публики — Кристи Пуйю с «Авророй», Корнелиу Порумбою с фильмом «Полицейский, прилагательное». Действие новой картины Мунджиу происходит в православном монастыре где-то в румынской глуши: молодая женщина, несколько лет прожившая в Германии, возвращается за своей подругой-послушницей, но не может уговорить ее уехать вместе с ней (пропаганда гомосексуализма detected?).


«После битвы» (Baad El Mawkeaa), режиссер Юсри Насралла
Единственный африканский фильм в программе снят египетским режиссером, бывшим ассистентом Фолькера Шлендорфа и Юсефа Шахина; посвящена картина «арабской весне» и событиям на площади Тахрир.


«Мад» (Mud), режиссер Джефф Николс
Карьеры все стремительнее: год назад «Убежище» Николса получило главный приз «Недели критики», и вот он уже в конкурсе с фильмом, в котором снялись Риз Уизерспун и Мэттью Макконехи. Главный герой — беглец, который по пути к любимой женщине знакомится с 14-летним мальчиком.


«Вы еще ничего не видели» (Vous n'avez encore rien vu), режиссер Ален Рене

©  Cannes Film Festival 2012

Кадр из фильма «Вы еще ничего не видели»

Кадр из фильма «Вы еще ничего не видели»

К вопросу о «Хиросиме»: Ален Рене — старейший режиссер в каннском конкурсе, ему в этом году исполняется 90. В его новой картине, вольной адаптации «Эвридики» Жана Ануя, снялись Ламбер Уилсон, Матье Амальрик и Мишель Пикколи (который, кстати, не так давно сыграл у столетнего Мануэля ди Оливейры).


«Свет после тьмы» (Post Tenebras Lux), режиссер Карлос Рейгадас
И снова — возвращение после изрядного перерыва: со времен «Безмолвного света» прошло пять лет. Мексиканский исследователь духа в его неотъемлемой связи с плотью снял, видимо, автобиографический фильм, действие которого происходит в тех странах, где он в разные годы жил.


«В дороге» (On the Road), режиссер Вальтер Саллес

©  Cannes Film Festival 2012

Кадр из фильма «В дороге»

Кадр из фильма «В дороге»

Бразильский режиссер, кинематографическое открытие 1998 года («Центральная станция»), возвращается на большую фестивальную орбиту. В 2004-м в Каннах показывали его «Дневники мотоциклиста» — про молодость Че Гевары, на этот раз он снял фильм по главной книге еще одного переваренного масскультом контркультурщика — Джека Керуака.


«Парадиз: любовь» (Paradies: Liebe), режиссер Ульрих Зайдль

©  Cannes Film Festival 2012

Кадр из фильма «Парадиз: любовь»

Кадр из фильма «Парадиз: любовь»

Еще один желчный австриец, автор «Собачьей жары» и «Импорта-экспорта», снимающий то ли игровые, то ли документальные фильмы (у них с Ханеке даже названия фильмов одинаковые). «Любовь» Зайдля заявлена как первая часть будущей трилогии: в первой картине рассказывается о кенийских парнях, которые обслуживают европейских туристок (у каннского лауреата Лорана Канте в 2005 году был фильм с похожим сюжетом и Шарлоттой Рэмплинг в главной роли — «На юг»).


«Охота» (Jagten), режиссер Томас Винтерберг
Винтерберг, один из основателей датской «Догмы», в последние годы превратился в скучнейшего из режиссеров («Возвращение домой», «Субмарино»). Но каннский конкурс — в любом случае гарантия качества, тем более что это первый за 14 лет фильм на датском языке, отобранный в основную программу — с тех пор как в 1998 году в ней одновременно появились первые «догматические» фильмы: «Торжество» того же Винтерберга и «Идиоты» Триера. Главный герой «Охоты» — сорокалетний мужчина (Мадс Миккельсен), только что покинувший старую семью ради новой подруги: искажение в его судьбе приводит к тому, что в истерику погружается весь город. Соавтором сценария стал Тобиас Линдхольм, режиссер тюремной драмы «R», два года назад получившей главный приз Гетеборгского фестиваля.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • Grisha Ryzhakov· 2012-04-20 16:34:15
    ох, ну просто зашибись фестиваль будет; столько окультуренного мейнстрима вместо "несмотрибельного" артхауса; очень радует ))
  • Vladimir Zakharov· 2012-04-20 18:23:05
    Хон Сан Су после "хахаха" успел не два фильма снять, а 3. Еще был "По направлению в Пукчон" то есть"День, когда он приехал".
  • tommy· 2012-04-21 23:25:33
    Вы начали указывать названия в оригинале - не бросайте эту традицию.
Читать все комментарии ›
Все новости ›