У Ларошфуко есть такое выражение – «настроение тела».

Оцените материал

Просмотров: 27869

Режис Варнье: «Мы разучились любоваться телом в движении»

Мария Кувшинова · 10/04/2012
Французский режиссер об отношениях слепых атлетов и их поводырей

Имена:  Режис Варнье

©  Bernard Patrick / ABACA / ИТАР-ТАСС

Режи Варнье

Режи Варнье

В российский прокат выходит «Финишная прямая» Режиса Варнье, известного у нас в стране по картине «Восток-Запад» с Сандрин Боннер, Олегом Меньшиковым и Сергеем Бодровым. Новая картина — история ослепшего атлета (Сирил Дескур) и отсидевшей женщины-спортсменки (Рашида Бракни), которая становится его поводырем на соревнованиях. МАРИЯ КУВШИНОВА поговорила с Варнье о феномене спортсменов-поводырей и красоте человеческого тела.


— Как вы познакомились с миром слепых атлетов? Это не самая очевидная тема.

— Я люблю спорт, легкую атлетику, бег. Я болельщик, хожу на соревнования. Снял два документальных фильма о легкой атлетике, много времени проводил на стадионах, наблюдал за тренировками. Всегда хотел сделать игровую картину, но сюжета не было. Однажды увидел, как бегают незрячие спортсмены — со своими поводырями. И я понял, что из этого может что-то получиться.

— Про незрячих спортсменов более-менее понятно, но кто эти поводыри? Откуда они берутся?

— В любом случае это спортсмены высокого уровня. Как правило, они уже в таком возрасте, что перестают участвовать в соревнованиях, — после тридцати лет. Или те, кто уже исчерпал свой потенциал, но не сделал карьеры. Они знают, что никогда уже не будут на первых местах, но уровень подготовки у них все равно высокий.

©  Top Film Distribution

Кадр из фильма «Финишная прямая»

Кадр из фильма «Финишная прямая»

— При этом бегут дистанцию они оба, а участником соревнования считается именно незрячий. Не обидно ли это?

— Действительно, это интересное обстоятельство. Фамилии поводырей никогда не записываются ни в какие протоколы. По правилам, когда пара пересекает финишную черту, поводырь должен быть чуть сзади самого участника соревнований.

— Одиночный вид спорта — это всегда история личного преодоления. Но тут получается, что есть целая группа атлетов, которые просто растворяются в своем партнере.

— Да, так и есть. Именно это меня и заинтересовало — связь, которая существует между слепым спортсменом и его поводырем. Между ними должно быть полное доверие: слепой должен отдаться поводырю полностью, но и поводырь отдает всего себя ведомому. Очень трудно найти такого человека. Необходимо, чтобы они вместе проводили много времени — вне стадиона, чтобы установился близкий контакт.

— В чем мотивация этих проводников? Мы знаем, почему это делает героиня фильма, а если в общем говорить?

— Они спортсмены, а у спортсменов есть определенные ценности. Во-первых, они таким образом сохраняют форму. Во-вторых, у них есть некая собственная мораль. Они привыкли соревноваться, и если уже (по разным причинам) нет возможности делать это для себя, они соревнуются для другого человека. Снова обретая все эмоции, которых им так не хватает после окончания карьеры. И благородные намерения тоже нельзя сбрасывать со счетов — людям свойственно помогать друг другу.

©  Top Film Distribution

Во время съемок фильма «Финишная прямая»

Во время съемок фильма «Финишная прямая»

— Жанр спортивного фильма дает много возможностей для исследования человеческого тела, мышечных сокращений, движений суставов. Было ли это для вас интересно?

(по-русски) Очень! Я по себе знаю и по своим знакомым: состояние нашего сознания, психики влияет на физическое состояние. В конце XIX — начале XX века появились теории Шарко, было сильное увлечение гипнозом, набирал вес психоанализ. Многие болезни — от ума. Я не хотел с этим полемизировать, наоборот — хотел показать, как этот процесс работает в обратном направлении. Если заставить тело снова заработать, это положительным образом повлияет и на разум. У Ларошфуко есть такое выражение — «настроение тела». Если наполнить тело кислородом, энергией, то это положительно скажется и на духе.

И да, я хотел показать в фильме человеческое тело.

— В вашем фильме много пробежек, вся картина снята в ритме бега. Это намеренно?

— Если говорить о технологии, мы сконструировали специальный агрегат на базе гольфмобиля. Стояла задача показать энергию движения, энергию человеческого тела, энергию жизни. И мне еще кажется, что бег — это очень красиво. Мы разучились любоваться телом в движении.

©  Top Film Distribution

Во время съемок фильма «Финишная прямая»

Во время съемок фильма «Финишная прямая»

— Ваш герой — слепой атлет, но и женщина-поводырь — она тоже в некотором смысле не видит: не видит своего ребенка.

— Да, так и есть. Я хотел показать людей, у которых есть в жизни какие-то трудности. Они не могут сделать следующий шаг — как будто стоит стена. Зато у них есть энергия, которую они могут отдать другому. А помогая, они помогают себе — увидеть новые пути. Помните Машу, героиню Сандрин Боннер в фильме «Восток-Запад»? Она оказалась в такой же ситуации.

— Говоря о доверии между атлетом и проводником: героиня не рассказывает своему партнеру, что была в тюрьме, — она врет. Но из дальнейших событий понятно, что любую ошибку в отношениях можно исправить.

— Я хорошо осознаю, как тяжело людям, отсидевшим в тюрьме, снова найти свое место в обществе. В «Финишной прямой» заново найти себя должны оба героя. Он снова должен обрести полноту ощущений после утраты зрения. Она совершила довольно тяжкое преступление и теперь отказывает себе в праве быть любимой и любить. Оба они оказываются на одном этапе — на этапе преодоления невозможного. Это их сближает — они могут преодолеть свои барьеры только вместе или по очереди.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • dude1024· 2012-04-10 17:34:39
    Фильм ужасный.
  • Esther Twentythree· 2012-04-10 18:30:10
    зато режиссер начитанный!
  • Boris Kuzminsky· 2012-04-10 19:55:48
    Он не Режи, а Режис, см., напр. http://answers.yahoo.com/question/index?qid=20090718063303AAYEjQK.
Читать все комментарии ›
Все новости ›